Российские ювелиры делают ставку на luxury
Иначе говоря, российские ювелиры не успевают своими силами удовлетворить растущий спрос, зачастую уступая в конкурентной борьбе за премиальный сегмент.
"Мы к этому относимся довольно спокойно, – заявил в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор Ассоциации ювелиров России Валерий Радашевич. – Мы ни разу нигде не поднимали вопрос об увеличении пошлин. Мы считаем, что можем сами разобраться на рынке, и если это импорт высококачественных, серьезных производителей: Tiffany, Bvlgary, Cartier - мы приветствуем их появление".
Зато в сегменте масс-маркет, если так можно сказать про ювелирный рынок, российские украшения вполне составляют конкуренцию турецкой, индийской, китайской и т.п. продукции. "49 млн штук ювелирных изделий реализовано в 2007г. Это то, чего требует рынок, и сегодня не удовлетворен еще спрос по цепям и т.д., – делится В.Радашевич. – Все хорошо. Но пройдет еще 2-3 года, и нужно будет завоевать рынок luxury-товаров".
Именно в этих целях на последних ювелирных выставках в Бельгии и Швейцарии Baselworld и SIHH приняли участие расширенные делегации из России: "ЮТэ Ювелирный Театр", "Алмаз-Холдинг", "Адамас", "Русские самоцветы", "Рифеста", "Гуриати" и др. Предпринимаются и попытки выхода на американский рынок.
"Но с одной стороны, мировой рынок насыщен, и нас там никто не ждет, – предупреждает В.Радашевич, – с другой, если НДС при поставке на экспорт нужно возвращать 8 месяцев с 3 судебными решениями, то чем больше ты будешь экспортировать, тем большие суммы у тебя будут "зависать". Конечно, можно и нужно идти на какие-то жертвы: место на рынке и бренд формируются годами. Но мы надеемся, что правительство поддержит нас – все же это готовая продукция".
"Тем более что в России не добываются сапфиры, практически не добываются изумруды, рубины: у нас нет месторождений, – объясняет директор по сбыту ГК "Смоленские бриллианты" Александр Градобоев. – Само собой, закупаем их за границей, в странах, где эти камни добываются и гранятся. С точки зрения конкуренции в этом плане мы, конечно, проигрываем".
Зато Россия богата алмазами: в 2007г. на внешних рынках было продано ограненных алмазов на 1 млрд 150 млн долларов (уже не совсем сырье, но еще и не готовая ювелирная продукция). И алмазы с каждым годом растут в цене. Например, бриллианты, обработанные алмазы, ежегодно дорожают на 30-40%, что, естественно, ставит их в один ряд с такими инвестиционными продуктами, как акции, ПИФы, драгметаллы и т.д.
"Действительно, мы почувствовали на себе этот спрос. Приходят люди, спрашивают крупные дорогие камни с высокими характеристиками, – рассказывает А.Градобоев. – В последнее время мы видим очень серьезный рост цен на бриллианты не только в России, во всем мире. И эта тенденция продолжается: каждые 2 недели, просматривая сводки, видим, что цены выросли на 7-10%".
Стоимость бриллиантов определяется по так называемому правилу четырех "С" – от английских слов: carat (вес), color (цвет), clarity (чистота) и cut (огранка). Отечественные украшения с крупными бриллиантами не менее 3 карат вполне подойдут для вложения капитала, говорят эксперты. Такой камень обойдется в сумму 3-5 млн рублей. Именно сами бриллианты несут в себе основную ценовую нагрузку украшения, а значит, и его инвестиционный потенциал.
"Не стоит ездить за бриллиантами в Объединенные Арабские Эмираты, – заверяет в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ В.Радашевич. – Бриллианты смоленской огранки на сегодня, бесспорно, самые лучшие в мире. В Арабских Эмиратах вы, может быть, купите бриллиант смоленской огранки - в лучшем случае, в худшем – таиландской".
Впрочем, даже в крупных фирменных магазинах России существует вероятность купить подделку, считает главный ювелир страны. "У нас существует сертификационные центры в Гильдии ювелиров России, в Пробирной палате России, есть государственный сертификационный центр в МГУ. Нужно обращаться к профессионалам", - убежден он.