ВЦИОМ: Большинство россиян позитивно относятся к работающим студентам
При этом 45% респондентов из этой категории считают, что основным плюсом от совмещения учебы и работы является возможность студента обеспечивать себя материально.
Немаловажны, по мнению опрошенных, также приобретение опыта работы (17%). Некоторые (14%) воспринимают такую практику как хорошую школу жизни (14%). 10% считают, что совмещение работы и учебы способствует развитию ответственности и самостоятельности, 8% полагают, что это позволяет помочь родителям. Также, считают опрошенные, студенты больше заняты делом, а не "глупостями" (4%), а имея опыт, после окончания вуза легче устроиться на хорошую работу (1%).
В то же время негативные оценки дают 24% респондентов. Свое отрицательное мнение они аргументируют тем, что у работающих студентов не остается времени на учебу, что влечет за собой недостаточный уровень знаний (42%). 32% полагают, что учеба - главное, а работа отвлекает от этого. Кроме того, 8% россиян отмечают, что такая нагрузка вредит здоровью. 2% полагают, что студенты "успеют еще наработаться".
Подавляющее большинство опрошенных (85%) совмещают учебу с работой, чтобы зарабатывать на жизнь, на оплату обучения. По мнению 13% респондентов, главная причина кроется в стремлении студентов получить практические навыки по будущей профессии. Эта точка зрения более популярна среди опрошенных, относящих себя к группе хорошо материально обеспеченных граждан (29%).
Большинство респондентов, кому приходилось совмещать учебу с работой (66% против 25%), считают, что это пошло на пользу их дальнейшей профессиональной деятельности.
Свыше половины опрошенных считают, что за последние 15-20 лет ухудшились возможности для выпускников вузов по трудоустройству по специальности (70% против 10%, фиксирующих улучшение в этой сфере), получить высокооплачиваемую работу (12% против 64%).
Согласно общественному мнению, большинство россиян считают, что скорее негативные сдвиги произошли и в материальном положении студентов (20% против 53%), их общем культурном уровне, кругозоре (47% против 21%), в профессиональной подготовке (41% против 24%), а также в отношении преподавателей к своей работе (46% против 12%).
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 9-10 сентября 2006г. Опрошено 1,6 тыс. человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Заметим также, что возможность получить хорошее образование входит в список главных факторов престижа (по результатам другого опроса ВЦИОМ) в современном российском обществе. Это говорит о том, что заработать на учебу могут пока далеко не все студенты.