Россиянам обещают дешевый автосервис
Тем не менее около 7,5 тысяч автосервисов не справляются с темпами автомобилизации. Если с 2006г. количество автомобилей в России увеличилось почти на 60%, количество автосервисов – всего лишь на 10%.
"Думаю, перелом уже наступил. В ближайшие несколько месяцев мы почувствуем, что происходит определенное насыщение рынка именно дилерскими центрами, то есть официальными сервисными центрами, авторизованными материнскими компаниями-производителями", - рассуждает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор ЗАО "Автопассаж" Владимир Гавриков.
Напомним, по данным аналитиков за 2007г., авторизованные центры занимают только 25% рынка, тогда как львиная доля приходится как раз на независимые автосервисы – 60%. Еще 15% рынка имеют индивидуальные мастерские. Очевидно, в сегменте независимых автосервисов конкуренция достигает максимальной температуры.
"Неофициальные сервисы – наши прямые конкуренты, привлекающие клиентов более низкой стоимостью работ и порой более высокой скоростью их выполнения, – признает В.Гавриков. – Но если говорить об уровне ниже, то это уже совсем мелкие предприятия, где возможны негативные моменты и криминальная составляющая. Мы не считаем их конкурентами, вряд ли это интересно большинству наших клиентов".
Однако мелкие мастерские все же находят свое меньшинство: они интересны как владельцам старых машин отечественного производства, так и похитителям тех же самых старых машин. Отметим, судя по Москве и Подмосковью, число угонов в последние годы стабилизируется. Так, по данным ГУВД г. Москвы, в 2007г. было зафиксировано 12694 угонов и почти столько же – 12650 – в 2006г. Наиболее угоняемыми моделями признаны ВАЗ (4211 угонов), Toyota (1162) и Volkswagen (1022).
Пока некоторые мелкие мастерские занимаются разборкой и продажей угнанных автомобилей, авторизованные центры делают ставку на новые иномарки, которые, казалось бы, не должны испытывать потребностей в ремонте.
При этом самостоятельных крупных техцентров в стране катастрофически мало. В основном они размещаются под крышей торгово-сервисных комплексов автодилеров. "Как правило, это требование производителей, и это экономическая составляющая нашего времени, – объясняет директор ТСК "Автомир" Владимир Торопов. – Клиенту очень важно получить все услуги в одном комплексе по одному адресу".
Как бы то ни было, эксперты говорят об увеличении массы авторизованных сервисных центров. Причем В.Гавриков обещает даже некое снижение цен на ремонтные услуги ввиду усиления конкуренции. Сегодня, по мнению некоторых экспертов, наценки могут достигать 300% (на запчасти), а час работы в подобном центре стоит около 30 долларов.
"Дилеру приходится много инвестировать в качество обслуживания, в постоянное повышение уровня персонала, в закупку новых версий программного обеспечения (ERP), – оправдывается В.Гавриков. – Стоимость услуг, безусловно, выходит выше, чем у специализированного, но не авторизованного предприятия".
Стоит ли говорить о том, как менеджеры сервисов в один голос уверяют в технической невозможности отклонений по ассортименту услуг или по их стоимости? Существует система открытия заказ-наряда и определения, что именно необходимо включить в него. Причем по многим брендам стоимость работ фиксирована, так что при всем желании невозможно вписать ничего лишнего, утверждают в автосервисах.
Добавим, строительство сервисных центров ведется начиная с городов-миллионников, далее в городах с населением 500 тысяч человек и меньше. Правда, до сих пор дефицит сервисных мощностей не ликвидирован в столице. Под ремонтные зоны в Москве просто не хватает земли. Аренда нескольких гектаров сегодня обойдется в сумму от 2 млн долларов в год. "Общая стоимость открытия объекта может составлять порядка 7 млн долларов и выше (строительство здания, закупка оборудования и т.д.), – говорит В.Гавриков, – при сроках окупаемости 5-7 лет". При этом средний оборот автосервиса составляет, как вычислили аналитики, 125 тысяч долларов в месяц.
Завершая разговор об авторизованных сервисах, приглашенные в студию "Сферы интересов" на РБК-ТВ эксперты отмечают, что в этом сегменте в последние годы наблюдается тенденция открытия мультибрендовых центров обслуживания. Поддержка нескольких марок, очевидно, позволят компенсировать падение продаж или уровня сервисного обслуживания одной марки наличием другой.