Рынок рекорд-компаний в России вступил в полосу стагнации
Одновременно с этим в обществе бытует мнение о правомерности копирования, которое давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, а потому стандарты эпохи Гутенберга неприемлемы в эру цифровых технологий.
И пока Россия по пути в ВТО делает некоторые успехи в борьбе с нарушителями авторских прав (показательные процессы, ужесточение законодательства и т.п.), на Западе уже сворачивают эту борьбу. "Запад приходит к тому же, к чему мы пришли много лет назад. Основной бизнеса является концертная деятельность", – говорит о сегменте музыкального пиратства в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" заслуженный артист России Дмитрий Маликов. "В России всегда концерты были гораздо важнее, чем записи", - добавляет он.
При этом рынок рекорд-компаний в России не развивается. "В моем сегменте музыки за 7 лет работы не появилось ни одного мало-мальски крупного игрока, – делится генеральный директор "Союз Мьюзик" Алексей Аляев. – И порой тяжело, когда к тебе обращаются очень много артистов с западных лейблов и говорят: "А можешь ли ты поработать над тем или иным релизом?". Ты вынужден отказывать, потому что не можешь съесть больше, чем потом сможешь переварить".
Однако и на Западе рекорд-индустрия чувствует себя не лучшим образом. В Великобритании, например, такие большие компании как "Sony BMG" из центральных районов Лондона скромно переезжают в пригород. Очевидно, что будущее звукозаписи связано с интернет-сервисами.
"Записать альбом и потом, продав его, окупить все расходы в России, по-моему, невозможно, – объясняет стагнацию отечественного рекорд-рынка Д.Маликов. – Поэтому мне кажется, что система альбомов будет потихонечку отмирать. Артисты будут писать "на коленках", под гитару, под рояль... записывать 1-2 песни в виде сингла, потом это будет поступать в Интернет или на мобильные телефоны".
Тем временем легко понять официальные студии. "Prodigy", альбом "Best of" – думаю, что мы "недозаработали" тысяч 300-400 долларов, – сетует А.Аляев. – Точной статистики нет, сколько продали пираты: точное количество заводов неизвестно". Но также нет и достойных мер для борьбы с музыкальным пиратством. Вряд ли полезным можно признать введение контроля над использованием поликарбоната – основного сырья для производства компакт-дисков. Ведь скоро компакт-диски просто не будут использоваться.
На эту ситуацию реагируют официальные лейблы. "Рекорд-лейблы все время плачутся. Такое ощущение, что им не нужны новые песни и вообще новые артисты, – иронизирует Д.Маликов. – Но в целом артист создает новый продукт, записывает его в зависимости от своих возможностей. И на тему пиратства не нужно думать. Думать нужно о том, как сделать интересный, качественный продукт, который будет не похож на все то, что было". Дальше молодые пираты помогут молодым артистам стать известными, и будущее за концертной деятельностью, предлагает свое видение эксперт.
Добавим, что Россия уже ратифицировала 2 международные конвенции в области защиты авторских прав: Бернскую – по авторским правам и Римскую – конвенцию производителей фонограмм. Меняется в РФ законодательство в сторону ужесточения. Обороты незаконно производимой и распространяемой аудио и видеопродукции в нашей стране сократились за последние 8 лет с 95 до 70%.
Однако смягчение борьбы с пиратством – мировой тренд. Как и во всем мире, легальные производители в России из реальных способов борьбы с пиратством пока пошли на снижение цен и выпуск упрощенных дешевых версий. Изменилась и позиция мэйджоров – они снизили ставки для РФ, что также стимулировало выпуск более дешевой продукции.
Сворачивают борьбу с пиратами и в крупнейших западных корпорациях. В Microsoft заявляют, что пираты даже полезны: они зондируют новые рынки, выстраивая недовольных пиратскими копиями пользователей в очередь за легальным продуктом. А в компании Apple предложили звукозаписывающим гигантам отказаться от систем защиты музыкальных файлов (DRM), ведь на практике они бесполезны и лишь причиняют неудобства законопослушным потребителям.
"Сегодня, когда носители электронные и копирование не стоят буквально ничего, говорить о старой концепции (авторских прав) просто смешно, – объяснял ранее в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" аналитик агентства прикладных коммуникаций Евгений Богорад. – Нужно корректировать старые законы и придумывать новые концепции, которые позволяли бы справедливо вознаграждать авторов".