Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Конкуренция театров и антрепризы ужесточается

Репертуарная модель театра (изобретенная еще Станиславским и Немировичем-Данченко) прижилась не только в советской России, но и во всем мире. Тем не менее в рыночных условиях эта модель претерпевает все большие изменения, адаптируя в той или иной степени принципы антрепризы, предполагающие самоокупаемость театральных проектов.
Конкуренция театров и антрепризы ужесточается

Действительно, сегодня как антреприза, так и государственные театры практикуют приглашение известных актеров за соответствующие гонорары. Но при этом, в отличие от классического театра с постоянной труппой, антреприза представляет собой лишь "пакет" театральных проектов, главную роль в которых играют не режиссеры, а продюсеры.

Продюсеры осуществляют наем актеров, аренду площадок для репетиций, составляют бизнес-планы гастролей. И жалуются только на отсутствие законов о меценатстве и спонсорстве. "Инвесторы приходят, другое дело, в какой форме - у нас для этого нет никаких законов, – рассказал в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" главный режиссер и арт-директор "LA*Театра" Владимир Дубровицкий.

Более того, по словам эксперта, в некоторых случаях инвестициям в антрепризу мешает также политика государственной поддержки театров: "Мы ведем переговоры с потенциальным спонсором, а он жалуется, что его уже заставили (через администрацию президента России) спонсировать другой, государственный театр".

Любопытно, что сами представители государственных театров вообще не верят в "рынок в искусстве": они критикуют антрепризу, называя ее непрозрачной и второсортной. "Сегодняшняя антреприза – разновидность "черного" бизнеса, – утверждает худрук театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз. – Антреприза находится в одном ряду с нелицензионным тиражированием фильмов и т.п."

По словам эксперта, драматические, а тем более музыкальные театры по определению не могут быть коммерчески успешными, и акционирование знаменитой венской "Фолькс-Оперы" скорее исключение из правила: так, государственной собственностью остаются и Comedie Française, и "Берлинер ансамбль", и израильский театр "Габима", и т.д.

В то же время низкая зарплата заслуженных артистов в российских государственных театрах ни для кого не секрет. "Я в Театре Маяковского проработала 10 лет – 10 лет коту под хвост, я себе этого простить не могу, – рассказывает народная артистка РФ Татьяна Васильева и добавляет, что только в антрепризе смогла реализоваться как актриса: "Как правило, в труппе обычного театра около 60 человек, и все хотят играть…"

Работать "на дядю" актерам, несомненно, выгоднее, чем работать "на государство", зато этого нельзя сказать про российских режиссеров. "Они не работают в антрепризе, потому что это стыдно! – считает И.Райхельгауз. – Я не знаю антрепризы, в которой бы поставили спектакль Петр Фоменко, Анатолий Васильев, Сергей Жиновач и т.д."

Сегодня антреприза может похвастаться только приглашением известных режиссеров-иностранцев - Питера Штайна, Питера Брука и других, что отчасти объясняется рекламной стратегией частных театров, но ведь очевидно, что российские режиссеры не хуже: видимо, что-то все-таки удерживает их в государственных театрах.

Как бы то ни было, но антрепренеры говорят об успешности своих проектов: спектакли стоимостью от 50 тысяч долларов до 1 млн окупаются за полгода. И все обвинения в низком качестве и двойной бухгалтерии В.Дубровицкий связывает с усиливающейся конкуренцией между театрами и антрепризой.

Тем не менее государственным театрам все же придется освоиться с принципами рынка – в рамках реструктуризации всей бюджетной сферы. В ходе так называемой "театральной реформы" им предложено либо остаться на государственном финансировании при условии строгой отчетности в расходах (перед попечительными советами), либо изменить статус на АУ – автономные учреждения. Тогда, оставаясь в государственной собственности, они получают право самостоятельно распоряжаться доходами, продолжая получать финансирование на хозяйственные нужды, но не зарплаты – эта автономия будет предоставлена "в обмен" на обязательства по исполнению некоего госзаказа: на определенное количество спектаклей, акций и т.п.

И определяться с выбором театры будут в течение 2007 года, бюджет которого по части их финансирования сверстан по-старому. Таким образом, опыт антрепризы становится все более востребованным для государственных театров, которые только в форме АУ могут рассчитывать сегодня на повышение зарплат своих сотрудников.

По всей видимости, уже с 2008г. стоит ожидать ужесточения конкуренции между "переформатированными" театрами и антрепризами, но в данном случае справедливы и опасения многих режиссеров: не приведет ли "борьба за зрителя" к ухудшению качества русского театра, который будет вынужден подстраиваться под вкусы публики.

Впрочем, по данным социологов, российская публика все реже посещает театры: платежеспособный спрос в регионах недостаточно велик для дорогостоящих гастролей. Как правило, серьезные постановки не выезжают за рамки театрального "золотого кольца": Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В АТОР уточнили слова вице-президента о «воспитании» абхазского бизнесаОбщество, 21:19
FSNN сообщила о прибытии бортов Ил-76 на ХмеймимПолитика, 21:14
Киев раскрыл, куда украинцы потратили «Вовину тысячу»Политика, 20:59
Посланник Трампа по Украине оценил сроки завершения конфликтаПолитика, 20:34
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 20:33
Зурабишвили отказалась покидать дворец президента по истечении срокаПолитика, 20:30
Российский пловец в 18 лет выиграл третье золото на чемпионате мираСпорт, 20:25