Курс евро на 8 февраля
Курс доллара на 8 февраля
USD ЦБ: 70,89 (+0,29)
Инвестиции, 07 фев, 15:53
Минздрав отправит в Турцию бригаду из 11 российских врачей Общество, 13:36
Власти сообщили об обсуждении с бизнесом добровольного взноса в бюджет Бизнес, 13:35
Военная операция на Украине. Главное Политика, 13:31
Как упростить рутинные процессы в малом бизнесе РБК и СберБизнес, 13:22
Британская почта презентовала первые марки с портретом Карла III Общество, 13:21
Бывший футболист сборной Украины умер в 46 лет Спорт, 13:19
Готовимся к маркировке товаров на маркетплейсах: что не упустить Pro, 13:19
Как оставаться востребованным специалистом?
Осваивайте один полезный навык каждую неделю с Программой развития РБК Pro
Узнать подробнее
В Ростовской области загорелся завод по переработке нефтепродуктов Общество, 13:16
Подростки ворвались в школу в Челябинске и подрались. Видео Общество, 13:15
Пасечник предупредил о стягивании украинских сил для контратаки в ЛНР Политика, 13:04
«Выход есть». Шведов — о причинах успеха проекта о зависимостях «Бывшие» Life, 12:52
Как максимально быстро загубить бизнес. 9 вредных советов Pro, 12:48
В челябинской школе неизвестные устроили драку с молотком Общество, 12:48
Bloomberg объяснил «аномалию» инвестиций в основной капитал в России Экономика, 12:39
Пандемия коронавируса ,

Эксперты оценили влияние индийского штамма на рост заболеваемости COVID

Опрошенные РБК эксперты считают, что подъем заболеваемости COVID-19 в России связан с сезонностью вируса и несоблюдением ограничений. В консорциуме, который исследует геномы SARS-CoV-2, полагают, что на это повлияли и новые штаммы
Фото: Денис Гришкин / АГН «Москва»

Подъем заболеваемости COVID-19 в России не связан с распространением нового индийского штамма коронавируса, заявил РБК руководитель Лаборатории особо опасных инфекций Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (ФИЦ ФТМ), профессор вирусологии Александр Чепурнов.

«Я не думаю, что это связано с модификацией вируса, это связано с геоклиматическими условиями сегодняшнего дня. Совершенно отчетливо видно, что вирус является сезонным, сейчас создались эти условия», — сказал он.

По словам специалиста, хотя индийский штамм уже пришел в Россию и «попортил много крови и нервов», он не мог за короткое время настолько поднять волну заражения. «Все это легко выяснить, достаточно выборочно посмотреть мутации, которые характерны для этого штамма», — заявил Чепурнов. Он считает, что эффект индийского штамма скажется в осенний подъем заболеваемости коронавирусом.

Индийский штамм коронавируса не сильно распространен в России, рост заражения происходит в связи с увеличением мобильности граждан, сказала РБК директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Посмотрите, сколько людей ходят без масок, пассивны к вакцинации, — это связано с поведением россиян, а не со штаммом», — считает она.

По словам Попович, вирус действительно мутирует, и чем больше людей будет болеть, тем больше модификаций COVID-19 в дальнейшем будет возникать.

Эксперты консорциума CoRGI (Коронавирусная российская генетическая инициатива; занимается исследованием геномов SARS-CoV-2) считают, что на рост числа заболевших влияют не только медленные темпы вакцинации и отказ многих граждан от соблюдения ограничений, но и распространение новых штаммов, в том числе индийского варианта, передает «Коммерсантъ». По словам члена консорциума, завлабораторией молекулярной вирусологии НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева Минздрава Андрея Комиссарова, со второй половины апреля, когда этот штамм попал в Россию, он начал вытеснять другие варианты.

Последние данные CoRGI, полученные в основном в Санкт-Петербурге, показывают, что индийский штамм составляет наибольшую долю — больше двух третей от всех изученных геномов. Комиссаров добавил, что говорить о распространенности индийского штамма в целом по стране можно будет после того, как консорциум получит образцы из Москвы и других регионов.

Заведующий лабораторией молекулярной эволюции ИППИ РАН Георгий Базыкин в разговоре с «Известиями» отметил, что в России в открытых источниках мало данных по геномному секвенированию (прочтению геномов) штаммов коронавируса, в основном эту информацию размещает CoRGI. Базыкин отметил, что индийский штамм, получивший название дельта-варианта коронавируса, занимал 52% во всех образцах, которые ученые консорциума получили в мае, и больше 90% в июне.

По словам эксперта, такую скорость распространения можно объяснить либо биологическим преимуществом, когда этот вариант легче передается от человека к человеку, либо тем, что этот вариант эффективнее уходит от антител. «Я думаю, что тот рост заболеваемости, который мы сейчас наблюдаем, отчасти связан с распространением этого варианта, а также варианта «Альфа» (британский штамм)», — сказал Базыкин.

Власти Индии подтвердили появление индийского штамма в марте 2021 года. По данным Всемирной организации здравоохранения, на конец мая его обнаружили более чем в 50 странах. Для этого штамма вируса характерны боли в животе и суставах, тошнота, потеря аппетита и слуха, сообщила замдиректора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. «Он больше похож на типичную простуду, чем тот коронавирус, который был распространен раньше», — заявил «Коммерсанту» молекулярный биолог, научный сотрудник МГУ им. Ломоносова Сергей Харитонов.

13 июня в России впервые с февраля выявили более 14 тыс. случаев заражения коронавирусной инфекцией за сутки. На следующий день суточный показатель опустился до 13 тыс., но 15 июня штаб вновь сообщил о 14,1 тыс. новых инфицированных. В этот же день число выявленных за сутки больных COVID-19 в Подмосковье превысило максимум с января, а в Петербурге — с марта.

В Москве, по данным штаба, накануне выявили 6,8 тыс. случаев инфицирования, последние дни в столице фиксируют «взрывной рост» заболевших, говорил мэр Сергей Собянин. По словам директора Центра имени Н.Ф. Гамалеи Александра Гинцбурга, сейчас в городе циркулирует несколько штаммов коронавируса, в их числе — измененный индийский вариант.

По данным платформы GISAID, которая обеспечивает открытый доступ к геномным данным вирусов гриппа и коронавируса, доля индийского штамма в России за последние четыре недели составила 70%.