Эксперты: в РФ еще не умеют торговать софтом
По разным данным, объем экспорта софта из России в 2006г. вырос на 53,8% (до 1,5 млрд долларов), и этот рост носит экстенсивный характер (в 2004г. – на 30%, в 2005г. – на 40%). Оптимисты спорят: на третьем или на четвертом месте в мире РФ по этому показателю (первыми идут Индия и КНР, а вопрос, кто далее, - Ирландия или Россия, – вызывает споры). Скептики в свою очередь озабочены тем, что такие успехи в экспорте обеспечены главным образом за счет развития в стране офшорного программирования.
РФ до сих пор не имеет широкого ассортимента оригинальных программных продуктов, хотя сверхспособности русскоязычных программистов, казалось бы, подтверждаются во всех странах мира. "Но если говорить про реальный экспорт информационных технологий, без учета "серых" схем, доля России в сфере IT незначительна", – заявила в эфире РБК-ТВ президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Уськова. Этот факт эксперт объясняет отсутствием налаженной инфраструктуры сбыта нашей продукции.
Другие участники рынка согласны с этим тезисом. "Мы не умеем продавать, – признается директор московского офиса компании "Рексофт" Сергей Дудин. – Воспитать продавца в России, для того чтобы он продавал наш программный продукт на Запад, очень тяжело. И это не гарантирует 100% успеха. Например, стенды "Лаборатории Касперского" или SibIT на последнем немецком форуме представляли немецкие же продавцы".
Впрочем, по мнению О.Уськовой, вопрос поиска ключей к западному рынку не нужно усложнять рассуждениями об особой западной бизнес-культуре и т.п. "Вопрос экспорта софта стоит очень остро и состоит в налаживании системы "откатов" иностранным покупателям", – убеждена эксперт в необходимости лоббирующей интересы российских программистов за рубежом структуры. "Россию без конца шпыняют за коррупцию, когда во всем мире "откаты" давно уже узаконены и приняли системную версию – в качестве "официального лоббирования".
Кстати, теоретически сегодня наконец-то появляются точки роста для будущей инфраструктуры сбыта российского софта – образно говоря, формируется ее первый этаж: например, в тепличных условиях технопарков или особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа предпринимателям, по сути, предоставляется возможность "упаковать" оставшийся научный потенциал страны в бизнес-идеи. Теоретически к их услугам и средства Российской венчурной компании (РВК), Банка развития, а также закон о налоговых льготах для инновационных компаний.
Но на практике точки роста пока обозначены весьма слабо. "Возможно, механизмы и начали создаваться. Но мы их не чувствуем, – говорит С.Дудин. – Мы посчитали предложения по технопаркам на 2006г. и поняли, что нам это никакой экономической выгоды не приносит". К тому же, по словам коммерческого директора "МФИ Софт" Анатолия Корсакова, стоимость аренды в китайских технопарках в 20 раз ниже, чем в создаваемых в России.
В то же время эксперты отмечают, что эпоха, когда РФ могла предложить только продажу голов и аутсорсинг, заканчивается. Помимо российских разработок в области антивирусов и электронных словарей, появляются все новые продукты. Более того, сегодня в НАИРИТ совместно со Счетной палатой инициировали немало разбирательств в связи с воровством российских изобретений в течение последних 15 лет, начинаются суды и т.д.
Однако, несмотря на первые шаги государства в сторону цивилизации сбыта российского софта (в рамках развития инновационного бизнеса), сохраняются и серьезные сомнения в этих благих намерениях. "Сколько стоят инновационные проекты и как оценить их результативность – это достаточно туманная область во всем мире, – говорит О.Уськова. – Не хотелось бы, чтобы фонд при МЭРТе стал клубом Грефа, а технопарки – "крышей" для продажи земель под дачи или способом ухода от налогов для водочников и т.д."