России необходима узнаваемость водочного бренда
Чтобы закрепиться на конкурентном рынке, необходима узнаваемость водочного бренда. Как сообщил консультант по маркетингу компании "Волгаспирт" Виктор Прошин в эфире программы "В фокусе" телеканала РБК, в премиальном сегменте можно выделить 20 марок, в которых встречается слово "русский". Такое положение вещей обостряет конкуренцию на рынке и вынуждает компании искать особенности в своей марке.
Если говорить о создании общероссийского бренда, то компания должна обладать запасом финансовой прочности. Это связано с тем, что завоевание и поддержание дистрибуции на рынке водки обходится компании от 1 до 2 млн долл. в год. Продвижение марки среди конечных потребителей - от 5 до 15 млн долл. в год. Затраты на создание интернационального бренда превышают эти суммы в разы. Только выполнение всех этих условий вместе определяет успех бренда.
"Нет успешных брендов в долгосрочной перспективе, которые обладают только эмоциональным преимуществом или функциональным. Такие бренды сравнительно легко атаковать и копировать, что и происходит на российском рынке", - говорит коммерческий директор компании "Парламент Групп" Сергей Столяров.
В связи с тем, что в борьбу за национальный бренд смогут включиться только сильнейшие, эксперты прогнозируют поглощение локальных и региональных производителей федеральными брендами. В ближайшие пять лет на российском рынке водочной продукции может остаться около 10-15 брендов.
По мнению иностранных экспертов, продажи русской водки будут ежегодно сокращаться на 4-5%. По данным Госкомстата, производство отечественной водки сократилось на 11% и составило 119 млн дал. В 2006г. рынок дешевой водки сократился с 66% до 60%.
Эксперты объясняют падение спроса на дешевую водку тем, что растет благосостояние населения. Кроме того, в прошлом году поступило много негативной информации об отравлениях фальсифицированной водкой. Меняется и культура потребления напитка. Потребительское предпочтение в нижнем и среднем ценовом сегменте начинает распространяться на другие алкогольные продукты (вино, пиво, коньяк, виски и др.).
Отечественные производители водки намерены компенсировать потери за счет продвижения более дорогих марок. На российском рынке водочной продукции растет премиальный и суперпремиальный сегмент. "Что касается денежной емкости рынка, то она остается неизменной как раз из-за того, что премиальный сегмент показывает высокие темпы роста - от 12 до 20% в год", - говорит С.Столяров.
Добавим также, что и спиртовой рынок тоже переживает не лучшие времена. Низкая рентабельность производства, неконкурентоспособность спирта при экспорте в Европу обусловлены налоговой и таможенной политикой государства, считает генеральный директор компании "Директ-Холдинг" Андрей Марков. Так, цена этилового спирта составляет 500 руб. за дал, а налоговая нагрузка - порядка 350 руб. Если говорить об экспорте спирта в Европу, то таможенные пошлины составляют порядка 6-7 руб. за дал, а цена на самой торгуемой площадке в Роттердаме - 15-18 руб.