Лента новостей
Какие специальные гаджеты нужны для ухода за зубами РБК и Philips, 05:41 Reuters узнал о плане «Транснефти» по продаже «грязной» нефти Бизнес, 05:36 Суд оштрафовал шесть жителей Чемодановки за перекрытие трассы после драки Общество, 05:07 Лавров посоветовал Европе не руководствоваться установками «из-за океана» Политика, 04:49 Мэй в последней речи на посту премьера поспорила с Путиным о либерализме Политика, 04:29 Российское судно «Гранит» потеряло ход у порта Ульсан в Южной Корее Общество, 04:24 Зеленский назвал условие для восстановления диалога Украины с Россией Политика, 04:00 Столтенберг ответил на вопрос о возможности исключения Турции из НАТО Политика, 03:48 Лавров счел ситуацию вокруг Ирана следствием «опасного курса» властей США Политика, 03:29 Премьер Нидерландов почтил память погибших при крушении MH17 в 2014 году Политика, 02:59 Палата представителей заблокировала резолюцию об импичменте Трампа Политика, 02:37 «Ньюкасл» объявил о назначении Стива Брюса главным тренером клуба Спорт, 02:16 Кэшбек, гуляш и ретеш в Будапеште: как провести отпуск со скидкой РБК и ОТП Банк, 02:01 Гимнастка Маргарита Мамун объявила о своей беременности Спорт, 01:57
Общество ,  
0 
При каких условиях сработает платный въезд в Москву
Фото: из личного архива

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что решение о плате за въезд в Москву не принято и всерьез не обсуждалось. Но рано или поздно такая плата все равно будет введена. Вопрос в том, какой она будет и поможет ли разгрузить город от пробок.

Новости о возможном введении платного въезда в Москву появились в ноябре, но их можно было ожидать и раньше, когда стало ясно, что платные парковки в одиночку не справляются с проблемой пробок. Это раздражает население: права водителей ограничены, а плодов ограничений не видно. Но и ждать этих плодов без принятия более радикальных мер не стоит. Не нравятся пробки и прямая дискриминация сограждан – значит, придется платить.

Но помогут ли эти новые меры побороть пробки? Озвучивался вариант, согласно которому за право въезда на МКАД или ТТК могут взимать 200 руб. Но ограничить въезд только на два кольца, которые строились специально для разгрузки вылетных магистралей, – значит перенаправить часть транспортного потока обратно на эти магистрали, которые просто встанут со всех направлений. Более того, сумма 200 руб. для среднестатистического московского водителя не является запредельной и мало кого заставит отказаться от автомобиля.

Введение платы за въезд в пределы центра Москвы (в глубь Третьего транспортного кольца) обещает быть более эффективной мерой борьбы с пробками. Исследование, проведенное Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики в 2013 году, показало, что около трети автомобилистов не хотят в принципе платить ничего за право въезда в центр города. Этого числа водителей плюс тех, кто готов платить лишь очень скромные деньги (например, 50 или 100 руб.), в целом должно хватить, чтобы уровень пробок в рабочие дни упал до уровня выходных.

Эти оценки согласуются и с мировым опытом. В Лондоне после введения в 2003 году платы за въезд в центральную часть города (сейчас это 11,5 фунта) уровень загрузки всех дорог упал примерно на 30%. Теперь это город без пробок.

Однако введения платы как таковой недостаточно. Прежде всего отказаться от пользования собственным автомобилем на деле могут не все, кто принципиально против платы. Наши оценки показывают, что при не очень большой плате за въезд москвичи откажутся от автомобиля только в том случае, если плата будет сопровождаться дальнейшим ростом времени в пути – то есть когда совокупные затраты времени и денег на поездку окажутся слишком высокими. Если же плата будет заметной, к примеру 1000 руб. за одну поездку, то пробки, конечно, сократятся, но это чревато и серьезными протестами.

Безусловно выигрышного варианта просто нет. Однако если плата за въезд все-таки будет введена, то цена должна быть такой, чтобы примерно каждый пятый автомобилист отказался от поездки в центр. Исходя из наших исследований, сегодня это сумма порядка 300–400 руб. в день. Кроме того, цену стоит определять с запасом: ведь даже если платный въезд ограничит число желающих попасть в центр города на машине, у тех, кто заплатит, будет стимул передвигаться по центру только на машине. Если это не учесть, то пробки в платной зоне снова будут расти.

Надо учитывать и издержки горожан. Те, кого платный въезд вынудит отказаться от поездки, испытают неудобства; те, кто будет платить, ощутят снижение дохода; поставщики товаров включат плату за въезд в их цену, дополнительные издержки понесет бюджет (на систему взимания платы).

Избежать бурного роста недовольства возможно, только если все последствия будут очень тщательно просчитаны, а затем вынесены на широкое обсуждение. Москве в этом отношении очень далеко до мировых стандартов. В Лондоне о планах платного въезда начали говорить в 1995 году, закон приняли в 1999-м, а ввели в 2003-м, после многих тысяч часов экспертных слушаний и публичных отчетов.

Сергей Собянин сказал, что плата за въезд может быть введена лишь после того, как вопрос будет проработан и обсужден с жителями. Хочется надеяться, потому что в Москве многие городские инициативы и решения принимаются келейно и реализуются поспешно. Если это наложится на вполне ожидаемые технические проблемы, перед городскими властями встанет один из самых серьезных вызовов за всю историю.