Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
10 идей, куда отправиться c друзьями на выходные на машине РБК и Subaru, 12:56 Парадокс-2019: технологический сектор S&P 500 идет к рекорду вопреки всем Quote, 12:54 Во время чемпионата России по футболу произошла пятая тренерская отставка Спорт, 12:53 Тактика бесконечных «да»: почему китайские проекты в России срываются Pro, 12:52 МИД России назвал «неправильными» авиаудары Израиля по Сирии Политика, 12:47 Посадившие самолет А321 на поле пилоты получат звезды Героев в Кремле Общество, 12:41 Волож назвал отличия «Яндекса» от Google Технологии и медиа, 12:38 Кремль назвал неприемлемым требование Эстонии вернуть часть территории Политика, 12:32 Дэвид Лорен — о фильме «Very Ralph», своем отце и развитии компании Стиль, 12:27 Алексей Васильчук — о фудмолле «Депо.Москва» и как удержаться на плаву РБК Стиль и Henderson, 12:27 В Госдуму внесли проект закона об индивидуализации тарифов ОСАГО Общество, 12:15 Токен EXMR подорожал на 412% за несколько часов Крипто, 12:14 Амурская прокуратура проверит учебные заведения после стрельбы в колледже Общество, 12:12 Союз биатлонистов России изменил состав сборной на Кубок мира Спорт, 12:08
Общество ,  
0 
Джигарханян назвал цензурой финансовую зависимость российских театров
Армен Джигарханян считает, что цензура в российской культуре существует, так как театры не могут сами себя прокормить и вынуждены ставить спектакли, которые хотят видеть те, кто дает деньги
Актер Армен Джигарханян на пресс-конференции, посвященной новому сезону 2016/2017 Московского драматического театра (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Народный артист СССР и руководитель театра Армен Джигарханян высказался на тему цензуры в российской культуре, которая стала обсуждаться после резонансной речи Константина Райкина. По его мнению, можно говорить о существовании в России цензуры, так как театры не могут сами себя обеспечивать и вынуждены ставить то, что хотят видеть те, кто выделяет финансирование, пишет ТАСС.

«Да, это существует, но не хочу опошлять этот вопрос, он очень непростой — кто нас кормит, кто нам платит. Театр сам себя кормить не может, ни один переполненный зал не прокормит театр. Мы все вместе идем к кому-то, мы приглашаем на премьеру, надеясь понравиться, потому что, может быть, тогда немножко нам дадут [денег]. Это так, оно существует», — сказал артист на пресс-конференции, отвечая на вопрос о цензуре (цитата по ТАСС). Он добавил, что выделяемых государством средств недостаточно.

Джигарханян также вспомнил, что во времена СССР, чтобы получить разрешение на постановку хорошей пьесы, нужно было поставить несколько «соцреалистических». «Меня убеждали, что для того, чтобы снять «Трамвай «Желание», надо сначала поставить две очень слабых соцреалистических пьесы. Потому что им это нравится, им это нужно. Сейчас, слава богу, эти вожжи чуть приотпустили», — рассказал он.

Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин 24 октября выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России. В своей речи он призвал власти «внятно высказаться» по поводу закрытия ряда спектаклей и выставок после выступлений разного рода активистов, которых он назвал «группками оскорбленных людей». Режиссер напомнил о «наездах на искусство» и выразил беспокойство по поводу того, что власти не обращают внимания на людей, которые срывают выставки и спектакли.

На следующий день пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал выступление Райкина и заявил о недопустимости цензуры, но подчеркнул необходимость «четко дифференцировать те постановки, те произведения, которые ставятся или снимаются за государственные деньги, и те, которые снимаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования». По мнению представителя Кремля, «естественно, если государство дает деньги на какую-то постановку», то «вправе обозначить​ ту или иную тему».

В полемику с Песковым вступил режиссер Андрей Звягинцев. Он написал колонку в газете «Коммерсантъ», в которой осудил подход пресс-секретаря президента к «госзаказу» на искусство. Звягинцев подчеркнул, что государство расходует деньги налогоплательщиков, а художник не должен обслуживать чиновников.

Также поддержал Райкина актер Евгений Миронов, возглавляющий Театр наций. В своем обращении он отметил, что «все время возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книгам, фильмам — угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозванно берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций».

Спустя неделю после выступления Райкина ситуацию прокомментировал министр культуры Владимир Мединский. Он заявил, что не знает ни одной эпохи за последнюю пару тысяч лет, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, когда театры пользовались бы такой свободой при наличии государственного финансирования, как в России.