Лента новостей
Во Франции министр подал в отставку из-за фото обедов с лобстерами Политика, 17:10 В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе произошел пожар Общество, 17:07 Силуанов назвал причину распада СССР Экономика, 17:05 В Минпросвещения ответили на предложение ввести ЕГЭ по экологии Общество, 17:05 Сбербанк и ВТБ выйдут из капитала санкционной биржи Финансы, 16:57 ФАС признала Минобороны нарушившим антимонопольные законы Общество, 16:57 Сочное питание: как получить максимум пользы из фруктов, овощей и зелени РБК и Philips, 16:56 Суд вынес приговор убийцам старейшей сотрудницы Мариинского театра Общество, 16:44 Стиль и интеллект: второй фестиваль Chess & Jazz в саду «Эрмитаж» Партнерский материал, 16:39 Похитителю картины Куинджи из Третьяковки продлили арест до декабря Общество, 16:34 Как ухаживать за качественной дорогой одеждой дома РБК и Philips, 16:22 Трамп проверит подозрения основателя PayPal Тиля о связи Google и Китая Политика, 16:21 ООН сообщила о сокращении смертности от СПИДа в мире на треть за 8 лет Общество, 16:17 «Мы пришли с миром от всего человечества»: как США стали первыми на Луне Общество, 16:16 
Общество ,  
0 
"Коммерсантъ": Торговые сети тонут в долгах
Несмотря на то, что в 2007 году крупнейшие ритейлеры росли быстрее рынка, многим сетям пришлось расплатиться за этот рост долей в бизнесе, пишет газета "Коммерсантъ". Издание отмечает, что из-за кризиса ликвидности долговые инструменты для них подорожали настолько, что иначе привлечь средства они не могли. Особенно сложно пришлось уже закредитованным под завязку "Евросети", "Дикси", "Копейке", "Патэрсону", "36,6".

По словам аналитиков, несколько лет подряд банки охотно кредитовали розничную торговлю. Это привело к тому, что у многих ритейлеров долговая нагрузка достигла критического уровня, причем в самый неподходящий момент - из-за мирового финансового кризиса банки сократили лимиты по кредитам, лишив сети возможности рефинансировать займы.

Так, например, соотношение долга к EBITDA башкирской сети "Матрица" по итогам 2007 года равнялось 9, у сети "Гроссмарт" - более 6. Хотя даже быстрорастущей компании этот коэффициент лучше поддерживать на уровне немногим больше 3, подчеркивают эксперты.

"Сейчас банкиры стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями", - сообщил газете управляющий директор департамента операций на рынке капитала Банка Москвы Денис Гаевский. На практике это вылилось в рост ставок под кредиты для ритейлеров. "Подорожали абсолютно все долговые инструменты", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Алексей Булгаков, отмечая, что особенно сильно это ударило по небольшим сетям. "Они борются уже за деньги в принципе, а не за их стоимость. Им просто необходимо получить деньги для рефинансирования старых долгов", - заявил он "Коммерсанту".

Кризис ликвидности стал для ритейла "своеобразным фильтром", считает портфельный управляющий "ДВ-инвестментс" Дмитрий Дудкин: "Кто не сможет выжить - обанкротится или продаст бизнес. Останутся только сильные игроки".

Среди тех, кому повезло меньше всего, эксперты выделяют владельцев холдинга "Марта". В 2007 году коэффициент долг/EBITDA розничного подразделения, включающего сети "Гроссмарт", Billa и Pur Pur, превысил 6. Сначала владельцы "Марты" Георгий Трефилов и Борис Васильев рассматривали возможность частного размещения сети "Гроссмарт", но, не найдя покупателя, предложили выкупить сеть своему партнеру по проекту Billa — немецкой Rewe Group. Сделка должна была закрыться не позже осени 2008 года, однако вчера было заявлено, что она так и не состоится. Как стало известно РБК, немцев не устроила региональная сеть российского холдинга. При этом ранее для исполнения оферты Г.Трефилову и Б.Васильеву пришлось продать принадлежащие им 50% девелоперской компании РТМ.

Между тем трудности российских ритейлеров только на руку западным сетям и инвесткомпаниям. На рынке ждут падения мультипликаторов для оценки стоимости покупки небольших региональных сетей, считает управляющий директор фонда "Ренова Капитал" Олег Царьков. "Если раньше эти сети могли продать бизнес за 0,8-1 годовой выручки, то сейчас средний мультипликатор — 0,5-0,7", - указывает эксперт. Нестабильное финансовое положение отечественных торговцев делает их более податливыми в переговорах с западными ритейлерами: в прошлом году о выходе в Россию заявляли такие розничные гиганты как Wal-Mart, Carrefour, Tesco, H&M.