Эксперты: Дефицит логистики в РФ сохранится до 2012г.
"Недостаток инфраструктуры во всех направлениях не дает развиваться более быстрыми темпами, – отмечает в эфире телеканала РБК гендиректор транспортного холдинга Major Алексей Максимчук. – Хотя нужно учесть, что инфраструктура создается почти заново.
Основной бум на направлениях: "складская инфраструктура" и "автомобильные перевозки". Также ограничительными факторами выступают монополия ОАО "РЖД" и дефицит самолетов в РФ, - добавляет первый зам гендиректора "СПСР-Экспресс" Сергей Лапин. Правда, при этом почти не задействованными остаются речной и морской транспорт.
Но эксперты отмечают и позитивные сдвиги на рынке. По словам С.Лапина, таможенная система становится более прозрачной. Более того, А.Максимчук считает, что все меньшую роль играет в бизнесе приближенность к монополисту ОАО "РЖД" или к топ-чиновникам Федеральной таможенной службы. "Важнее иметь квалифицированных специалистов, которые грамотно могут заниматься оформлением грузов, чем неформальные взаимоотношения". Но со специалистами как раз и возникают проблемы! Впрочем, кадровый голод, как тот же дефицит инфраструктуры, типичная проблема для растущего рынка.
Основным же фактором развития логистики в России является проникновение западных компаний, - считает А.Максимчук. Они, образно говоря, "задают тон" на рынке, причем на первый план выходят так называемые 3PL-провайдеры, способные оказать полный спектр логистических услуг: перевозка, складские помещения класса А, экспресс-доставка (бесспорным 3PL-провайдером выступает, например, DHL). Однако, по словам С.Лапина, преимущества западных компаний - технологии, опыт и "неограниченные" финансовые ресурсы – со временем нивелируются. Именно поэтому на российском рынке доминируют все же российские компании: например, в сегменте транспортной логистики (перевозки) западные компании занимают всего 20%.
Остается добавить, что основными центрами обслуживания грузопотоков в стране остаются Нижний Новгород, Екатеринбург и Новосибирск (плюс еще 9 менее значимых узлов). А так как самым емким потребительским рынком в России остается Москва, именно здесь как нигде назревает дефицит складской недвижимости. Впрочем, по объемам складской недвижимости на душу населения российская столица при этом еще сильно отстает даже от столиц стран Восточной Европы: к примеру, если в окрестностях Варшавы (3 млн жителей) построено складских помещений на 7 млн квадратных метров, то вокруг Москвы пока почти в 2 раза меньше - 3-3,5 млн, притом что население Белокаменной как минимум в 4 раза больше.