Итоги кинофестиваля VOICES: "Длинные светлые дни" и другие призеры
Приз зрительских симпатий достался российскому фильму Юрия Быкова "Майор".
Детство, отрочество, юность
"Длинные светлые дни" рассказывают о Грузии начала 90-х и о двух 14-летних девочках, взрослеющих в сложных социальных условиях. Помимо непростой обстановки, в стране есть еще старые и по-прежнему сильные традиции. Одна из девочек стала жертвой этой традиции: сосед украл ее, и она вышла за похитителя замуж, будучи еще школьницей, хотя ей нравился другой мальчик. Это чувство станет причиной преступления - лишь одного в череде подобных.
Фильм снят двумя режиссерами. Для Наны Эквтимишвили это дебют, для Симона Гросса - второй фильм. Режиссерский тандем был в Вологде и очень тепло благодарил жюри и публику. Вместе с Гран-при фестиваля они получили денежный приз в размере 5 тыс. евро. Вообще он составляет 7,5 тыс. евро, но 2,5 тыс. должны были достаться российскому дистрибутору победителя, которого у "Длинных светлых дней" пока нет.
И другие призеры
Призы за женскую и мужскую роли были предсказуемы: жюри под руководством известнейшего венгерского режиссера Белы Тарра отметило самые яркие актерские работы нынешнего фестиваля. Награда за женскую роль досталась Катажине Квятковской, блестяще сыгравшей в польской ленте "Женский день" Марии Садовской кассиршу, вступающую в судебную схватку с сетью супермаркетов. Приз за мужскую роль отдан Ларсу Миккельсену (старшему брату Мадса Миккельсена из "Казино "Рояль" и "Охоты") за роль в датском фильме "Смотритель" о мужчине и странной девушке, которая сексом избавляла людей от неизлечимых заболеваний.
"Майор" Юрия Быкова получил сразу две награды: приз зрительских симпатий и приз за операторскую работу Кирилла Клепалова. Если о первом Ю.Быков знал заранее (итоги зрительского голосования были известны за день до церемонии), то второй стал для него сюрпризом. Выйдя на сцену получить награду для своего оператора, Ю.Быков сказал, что считает этот приз очень важным для К.Клепалова - самоучки, придумавшего концепцию съемки фильма и полностью ее реализовавшего.
О будущем
В жюри, возглавляемом в этом году Б,Тарром, были также актрисы Оливия Маньяни и Яна Троянова, актер Эрик Эбони, директор Варшавского международного кинофестиваля Стефан Лаудин. В целом представленное в Вологде кино им не понравилось.
"Мы, члены международного жюри, ожидали от нового поколения режиссеров, актеров, и людей из кинематографа, что они покажут нам дерзкие эмоции, злобу, стремления, их боль и их видение. Мы хотели бы попросить их: пожалуйста, будьте смелыми, не следуйте никаким правилам. Пожалуйста, будьте самими собой и создайте новый мир для всех нас", - сказано в их специальном обращении.
Если говорить о прокатном будущем фильмов конкурса в России, пожалуй, у победителя самые слабые перспективы – это нормальное фестивальное кино, без особых выдающихся черт. Кроме того, не очень понятна его аудитория. Что касается остальных, то "Майор", сделанный на студии Алексея Учителя "Рок", выйдет в прокат в начале августа. Есть дистрибутор и у французской комедии "Королевы ринга" - "Премиум Фильм" выпускает его в прокат в середине августа.
Есть шансы дойти до России у вполне зрительского "Женского дня" и сравнительно скандального "Смотрителя". Ценители наверняка получат возможность посмотреть и самый киноманский фильм конкурса - "Студию звукозаписи Берберян" британца Питера Стирклэнда о звукоинженере, работающем на итальянской студии, специализирующейся на джалло (поджанр ужастиков с элементами крайнего насилия и секса).
Остальным можно только пожелать удачи.
Марина Латышева, РБК