Россияне потребляют в год на 150 л молока меньше нормы
По данным Росстата, на начало апреля 2006 года в России на 6,2% сократилось поголовье КРС (до 22,2 млн голов) у различных сельхозпроизводителей, в том числе коров – на 6,5% (9,5 млн). В тоже же время, в первом квартале текущего года производство сырого молока выросло на 0,4% (до 5,9 млн тонн) в значительной степени за счет прироста в Карелии, Удмуртии, Мордовии, Пензенской и Саратовской областях, Татарстане, Марий Эл, Якутии и Краснодарском крае. Однако, несмотря на небольшие плюсовые показатели, производственники прогнозируют до конца года обеспечение хозяйствами переработчиков сырым молоком на уровне 31 млн тонн сырья, что меньше прежних показателей. В результате дефицит сырья ведет к сбоям в перерабатывающей молочной промышленности и к существенным объемам импортных продуктов – сыров и т.д. - в розничной торговле.
Налицо, причем, тенденция к ежегодному снижению: от 33,5 млн тонн в 2002 году до 31,6 млн тонн в 2004-м, и в общем за 2000-е годы на 9%. Все это звучит парадоксально, так как, по оценкам аналитиков, за последние пять лет более чем на 10% в стране вырос спрос на различную молочную продукцию, а сам рынок, ныне превышающий 2,5 млрд долл., «недоосвоен» еще примерно на 40%. Недобрана среднестатистическим россиянином и рекомендованная медиками молочная норма в 390 л. в год, сейчас она не дотягивает 240 л. Кроме того, на ближайшую десятилетку российскому сырому молоку пророчат хорошие экспортные перспективы в Юго-Восточной Азии, в частности, в Китае, где переработчики уже сейчас испытывают его дефицит - ежегодно примерно на 30%. И, как ни странно, в развитых европейских странах.
То что при столь хороших перспективах рынок молока стагнирует, и разрыв между спросом и предложением увеличивается даже внутри страны, - досадный факт не только для производственников, но и российского правительства. Среди причин называется монополизация рынка 7-10 крупнейшими компаниями (брендами), которые не дают развиваться малому предпринимательству, тогда как в мире производство первичной продукции во многом держится на фермерстве, на семейных фирмах. Не случайно информационная встреча участников молочного рынка, прошедшая в Москве 22 марта 2006 года, называлась «Российский рынок молочной продукции. Рост в тени гигантов».
Правда, некоторые участники встречи оптимистично считают, что в ближайшие 5-6 лет молочный рынок наберет недостающие 40% за счет усиления конкуренции в регионах, переориентации потребителя от стерилизованного молока с использованием «заморских» сухих добавок, увеличивающих срок хранения, на более качественный «живой» продукт, что даст толчок развитию многочисленным небольшим молочным хозяйствам. И конечно, за счет государственной поддержки: и прямыми денежными вливаниями – до одного миллиарда долларов в животноводство, и оптимизацией цен на горюче-смазочные материалы, корма, а также налоговые ставки и т.д. Ориентир, конечно же, - «как в Европе», где в некоторых странах дотации в поголовье КРС доходят до 80%.
«Мы подсчитали, что если бы жили во Франции, то получали дотаций около трех миллионов евро в год при наших четырех тысячах голов удойного стада», - говорит заместитель председателя совета директоров компании «Русское молоко» Василий Ходов.
В сложившейся ситуации эксперты считают, что производство молока – это один из тех рынков, который необходимо регулировать государству, так как из-за сбоев страдают не только сырьевики, но и переработчики, и, в результате, потребители. Государство уже, впрочем, не против раскошелится и льготировать АПК, в частности мясомолочный сектор. Но этого мало. Депутат Госдумы России, председатель Совета ассоциации отраслевых союзов АПК Виктор Семенов в качестве первоочередной меры предлагает создать так называемую тройственную комиссию в составе союза производителей сырого молока, союза переработчиков и государства в лице некого органа.
«Они должны собираться перед летним и зимним периодами, чтобы договорится о ценах, объемах, квотах, - считает депутат. - Как только производитель сырья будет знать, что он может продать определенный объем по определенной цене и конкретно кому, тогда начнется развитие рынка».
Госрегулирование видится молочникам, как временная непопулярная мера. Примером служит мясной рынок, где работает некий регулятор, устанавливающий, в частности, квоты на импортные закупки, что позволяет развиваться птицеводческим хозяйствам и привлекает большие инвестиции в свиноводство.