В Белом море тюлени погибают от голода
Пока неясно, надо ли расценивать возможную гибель такого большого количества тюленей беломорской популяции как экологическую катастрофу. Ведь по подсчетам тех же ученых, морского зверя в 2000 году (с учетом их в воде) насчитывалось более 2 миллионов особей. Это немало, и рыбопромышленники, требуя увеличения квоты забоя, не перестраховываются - тюленя действительно уже можно считать конкурентом человеку в борьбе за морские биоресурсы. Российская квота нынешнего года объемом в более чем 100 тысяч голов тюленя не выбрана - добыто всего около 40 тысяч голов.
Тем не менее, только в Архангельской области квота на промысел тюленей в 2001 году определена в размере более 71 тысячи животных, в то время как в прошлом году квота для региона составила 35 тысяч тюленей. По информации комитета по рыбному хозяйству области, курирующему промысел, Карелия и Мурманск, прежде всего по финансовым соображениям, на лед в этом году не выйдут (к примеру, только на первом этапе кампании требуется не менее 16 миллионов рублей).
По данным Мурманского морского пароходства, из-за позднего льдообразования гренландский тюлень, мигрирующий на зиму в Белое море, был вынужден рожать детенышей на припайных льдах в Кандалакшском заливе. Обычно весной тюленей вместе с потомством выносило на льдинах в Баренцево море, где достаточно биоресурсов для их питания. Сегодня два миллиона взрослых тюленей и 300 тысяч детенышей-бельков оказались на грани голодной смерти. Помочь им может только человек. Узнав о надвигающейся трагедии, исполняющий обязанности генерального директора ведущей арктической судоходной Компании России ОАО «Мурманское морское пароходство» Сергей Киселев незамедлительно принял решение: снять с коммерческой линии теплоход усиленного ледового класса «Кола», который примет участие в спасательной операции. В помощь экипажу судна управление кадров пароходства набирает из резерва плавсостава команду в составе 20 человек, которые будут собирать бельков на льдинах и доставлять на судно, чтобы затем вывезти их в район Канина Носа и выпустить на волю.
Спасательная операция обойдется недешево. Ежесуточная стоимость эксплуатации теплохода этого класса, водоизмещением 20 тысяч тонн, обходится в сумму более 7 тысяч долларов. К этому добавится оплата труда спасателей. С учетом продолжительности спасательной экспедиции общие затраты Мурманского морского пароходства могут составить около 100 тысяч долларов.