Российский рынок игрушек переполнен контрафактными товарами
«Хотелось бы, чтобы игрушки продавались в специализированных магазинах, – рассказала в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина. – На наших рынках труднее сохранить качество». Однако большая часть игрушек, по данным аналитиков, как раз продается на рынках (60%), и только 30% – в детских магазинах.
И хотя, по словам эксперта, сертификационные требования в России «самые серьезные и самые жесткие», «наверное, как и во всех структурах, в Роспотребнадзоре есть проблемы, так что процедуру сертификации можно ускорить или вообще обойти».
Отметим, отечественный игрушечный ГОСТ предполагает 99 тестов. «Эти испытания соответствуют европейским стандартам, – подчеркивает начальник лаборатории игрушек «Ростест» Ирина Ногина. – У нас одинаковое оборудование и очень похожие требования. Игрушки, прошедшие испытание во Франции, в России показывают те же результаты».
Но контрафактной продукции не становится меньше: некачественные игрушки горят, некоторые из них содержат опасные для здоровья вещества и т.д. Поддельные игрушки считаются наиболее опасными для здоровья – еще в большей степени, чем поддельный алкоголь и фальшивые сигареты.
А так как основной поставщик игрушек в Россию – Китай (70% рынка, ЕС принадлежат 20%, а РФ - всего лишь 10%), неудивительно, что большая часть выявленных в торговой сети некачественных игрушек имеет ярлык made in China. Любопытно, что доля КНР в теневом обороте игрушек, по словам начальника отдела управления Роспотребнадзора по Москве Дины Синяковой, составляет те же 70%.
«Китайцы очень этим обеспокоены, – считает А.Цицулина, – у них целая государственная программа по сертификации». Добавим, что обеспокоены и европейцы: в ЕС уже отозвались специальным законопроектом, предполагающим лишение свободы сроком на 4 года или штраф в 300 тысяч евро за распространение контрафактных игрушек и лекарств.
Рынки ЕС отличаются также и более глубокой сертификацией: изучается не только сама игрушка, но также происхождение сырья для ее изготовления, условия транспортировки товара и, наконец, продажи. Но в РФ законопослушным игрокам рынка пока приходится только мечтать об этом.
И, пожалуй, единственной позитивной тенденцией отечественного рынка игрушек является развитие сегмента творческих поделок. Появляются всевозможные материалы для лепки, природные материалы: песок, галька и т.п. – подобные предложения стали ответом для тех, кто обеспокоен примитивизацией игрушек.
Ведь, по мнению психологов, высокая технологизация, китчевый агрессивный характер современной игрушки приводят, по сути, к деградации игры. Продаются даже игрушечные микроволновые печи, в которых можно готовить, и т.п. "Ребенок становится придатком к машине", – констатирует доктор психологических наук Елена Смирнова.
"Необходим экспертно-консультативный совет, который уже создается совместно с Роспотребнадзором", – добавляет А.Цицулина. Он будет качественно отличаться от надзорных органов, сосредоточившись на исследованиях рынка. «Мы должны понять, какой должна быть современная игрушка».
Тем временем, по разным данным, большая часть российского рынка приходится на куклы и мягкие игрушки – 40%, на втором месте конструкторы – 22%, на третьем – видеоигры – 20%. При этом в 40% случаев дети сами определяются с выбором, в 40% случаев им помогают родители, а в 20% случаев их не спрашивают.