Эксперты: Региональные аэропорты РФ находятся в кризисе
Однако Россия не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Если говорить о региональных аэропортах, то они находятся в полном запустении. Уровень износа инфраструктуры региональных аэропортов достигает 70-75%, а системы безопасности не отвечают современным требованиям. "И это при том, что взлетно-посадочные полосы находятся в федеральной собственности и прямая обязанность государства использовать деньги налогоплательщиков на развитие этих инфраструктурных объектов", - подчеркнул в эфире программы "В фокусе" на телеканале РБК генеральный директор компании INFOMOS Борис Рыбак.
Изношенность инфраструктуры аэродромов накладывает ограничения на использование воздушных судов определенного типа. "Например, региональным аэропортам сложно применять самолеты с низко сидящими движками. В тоже время у нас разрабатывается самолет "Сухой Суперджет", у которого низко расположены моторы. Его эксплуатация потребует более серьезного отношения к взлетно-посадочной полосе", - говорит президент группы компаний "Прогрессстех" Владимир Кульчицкий.
В свою очередь государство предпринимает определенные меры по разрешению ситуации и развитию авиационного бизнеса, исходя из того что федеральные власти не могут обеспечить финансирование всех аэродромов страны. Так, Минтранс и Росавиация разработали концепцию развития аэродромной сети до 2020г. Одним из основных результатов ее реализации должно стать создание условий для увеличения пассажиропотока в стране в 4 раза. Как заявили в Минтрансе, этот проект правительство рассмотрит летом. Тогда же будет утверждена программа обеспечения безопасности полетов. Ее приоритетами станут подготовка персонала, поддержание инфраструктуры аэропортов, а также введение мониторинга безопасности полетов. Кроме того планируется укрупнять компании и создавать крупные транспортные узлы - хабы. Для чего будут привлекаться частные инвестиции через приватизацию терминалов.
В свою очередь участники рынка предлагают аэропорты социального значения поддерживать за счет средств федерального бюджета, а остальные передать в управление муниципальным властям. По мнению В.Кульчицкого, социальных аэропортов должно быть не более 20%. Уже есть успешные примеры муниципального управления, когда власти Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов взяли на себя задачу по восстановлению региональных аэропортов. Правда, эксперты не исключают и тот момент, что передача аэропортов в ведение муниципальных властей может привести к криминализации бизнеса и коррупции.
Сегодня специалисты подчеркивают важность еще одного обстоятельства, которое определяет происходящее с российским воздушным транспортом. Это то, что до 75-80 % всех воздушных перевозок в нашей стране происходит через Москву. Поэтому тема создания аэропортов–хабов на базе действующих авиакомпаний не является актуальной для нашей страны. "Пока предпосылок для создания хаба в виде третьего терминала аэропорта Шереметьево и Аэрофлота нет нигде", - подчеркнул Б. Рыбак.