Лента новостей
Раймонд Паулс рассказал об эмиграции семьи из Латвии 18:24, Общество Минтруд составил образец заявления об отказе от депутатской пенсии 18:23, Политика Каскадеры откровенно о работе: страх и трюк — два брата 18:17, РБК и Toyo Bellingcat сообщила о попытках ФСБ повлиять на выдачу виз в Британию 18:16, Политика Путин зашел в аптеку в Петербурге 18:15, Общество Чем биткоин хуже XRP и Stellar: аналитики назвали преимущества токенов 18:08, Крипто Facebook ответил на обвинения в «демонизации» Джорджа Сороса 17:55, Политика «Яндекс» начал удалять из поисковой выдачи ссылки на пиратский контент 17:38, Технологии и медиа Куда пойдет цена: экономический тест для бизнесменов 17:28, РБК и Thomson Reuters Волюметрическая диета: учимся делить на четыре 17:27, Стиль МВД раскрыло схему поступления граждан с Ближнего Востока в казанский вуз 17:25, Общество Путин потребовал навести порядок со льготным обеспечением лекарствами 17:18, Политика Канада запустит в обращение купюру с вертикальным изображением 17:16, Финансы Японский фигурист установил мировой рекорд на этапе Гран-при в Москве 17:11, Спорт Россельхознадзор ограничил ввоз лошадей из Ирана 17:02, Общество 4 типа команд и как с ними работать: инструкция для руководителя 16:50, РБК и Volkswagen Православная церковь Польши запретила контакты с Киевским патриархатом 16:50, Политика Во Франции введут налогообложение для ICO-проектов 16:48, Крипто Тотан Кузембаев — «РБК-Недвижимость»: «Авторская архитектура уходит в прошлое» 16:46, Недвижимость Как строительным компаниям остаться на плаву в условиях изменений 16:44, Строительство  ОЗК сообщила о хищении зерна из госфонда на 202 млн руб. 16:43, Общество Более 26 млн SMS-сообщений попали в открытый доступ в США 16:39, Технологии и медиа Одобрение россиянами Путина осталось на уровне 64% 16:37, Политика Возможных сообщников Александра Шестуна объявили в розыск 16:32, Общество «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» как фильм для фанатов 16:30, Стиль Роскомнадзор направил в МФЦ запрос по поводу утечки персональных данных 16:30, Общество Остаться на плаву: как съездить в отпуск и не разориться 16:28, РБК и Мир Криптовалютный бум закончился: акции NVIDIA рухнули на 17% 16:27, Quote
«Было как-то горько за Родину»: с чего начался процесс Серебренникова
Дело Серебренникова, 08 ноя, 00:55
0
«Было как-то горько за Родину»: с чего начался процесс Серебренникова
В Москве начался процесс по делу «Седьмой студии». «Ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять смысл не можешь», — отреагировал на предъявленное обвинение Кирилл Серебренников
Кирилл Серебренников, Алексей Малобродский, Софья Апфельбаум и Юрий Итин (справа налево на первом плане) (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Мещанский суд Москвы в среду, 7 ноября, начал рассматривать по существу дело о мошенничестве на 133,2 млн руб., выделенных в качестве субсидии АНО «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова.

​Прокурор Олег Лавров читал обвинительное заключение около полутора часов. Большую часть документа составляет перечисление операций, в результате которых фигуранты дела, как считает гособвинение, незаконно обналичивали бюджетные средства и присваивали их.

Все обвиняемые, кроме Юрия Итина, попросили суд о возможности выступить с показаниями в начале процесса — до допросов свидетелей и изучения письменных материалов дела. Первым выступил Серебренников. Он давал показания чуть больше часа. Вопросы ему задавал адвокат Дмитрий Харитонов.

Фигуранты дела

По делу проходят Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший главный бухгалтер Нина Масляева, бывший руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья Апфельбаум (на момент задержания — директор Российского академического молодежного театра) и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. ​Масляева — единственная из обвиняемых, кто признал вину.

Главное из выступления Серебренникова на суде

— «Проект «Платформа» был придуман, потому что было как-то горько за Родину, — рассказал Серебренников. — У меня возникла идея сделать проект, существующий на стыке театра, танца, музыки и медиа. Появилась возможность создать жанр, которого не было в нашей художественной практике».​

— «Много было разговоров о том, чтобы искусством занимались негосударственные институты; это было в русле стратегии инноваций, которую продвигал Медведев. Я сидел рядом с президентом, и так получилось, что мне удалось предложить проект и рассказать о нем», — вспоминал Серебренников... Оставил Медведеву свои листики (письменное изложение концепции «Платформы»).

Действующие лица: кто проходит по делу Серебренникова Еще 2 фото
Фотогалерея

— «В Минкультуры меня спросили — у вас есть какая-то фирма? Вы же деньги должны получать. Я сказал, что у меня ничего такого нет. На совещании, помимо Апфельбаум, был некий господин из финансового департамента. Он сказал, что обычно образуют АНО, это самая удобная форма для общения с министерством. Создать «Седьмую студию» — это было предложение того господина».

— ​«Я тогда гонорар получил и вложил его, Итин тоже вложил свои накопления, и мы смогли запустить проект. Плюс я искал какие-то кредиты». (Позднее эти средства были возмещены режиссеру из субсидии.)

— «Программа мероприятий «Платформы» утверждена, она не учитывала провалы финансирования. Мы же не могли сказать публике: «Расходитесь, нам деньги не пришли. Поэтому всегда стоял вопрос, откуда взять деньги​».

— «Я не признавал и не признаю себя виновным. Это обвинение не просто абсурдно; ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять смысл не можешь».​

Что вменяют фигурантам дела

  • Серебренников и Итин основали «Седьмую студию» в 2011 году, «зная о планируемом выделении средств на реализацию проекта «Платформа» и «имея корыстный умысел, направленный на личное обогащение путем обмана и злоупотребления доверием» со стороны чиновников.
  • Для хищений они создали «устойчивую сплоченную группу, в которую привлекли Малобродского, Воронову, Масляеву». С чиновницей Апфельбаум сотрудники «Седьмой студии» договорились о ежегодном выделении средств для АНО.
  • Изначально «Седьмая студия» получала бюджетные средства не субсидией, а по конкурсу — торги проводились на заключение госконтракта на реализацию проекта «Платформа». Условия конкурса были сформулированы так, чтобы гарантировать «Седьмой студии» преимущество, считает гособвинение; в составлении конкурсной документации Апфельбаум помогал Малобродский. В итоге в условиях конкурса появилось требование провести показы постановки по поэме Льюиса Кэролла «Охота на Снарка». В репертуаре артистов из «Мастерской Кирилла Серебренникова» как раз был такой спектакль. В итоге «Седьмая студия» оказалась единственным участником торгов и получила госконтракт.
  • Перечисленные «Седьмой студии» по контракту средства были обналичены с помощью фиктивных договоров с предпринимателем Валерием Синельниковым, который при этом «не был осведомлен о преступном умысле».
  • В дальнейшем, заключая соглашения о субсидии, сотрудники «Седьмой студии» стали направлять в Минкультуры «заведомо недостоверные» списки планируемых мероприятий с завышенной оценкой затрат на них. К обналичке сотрудники «Седьмой студии», по версии прокуратуры, привлекли несколько знакомых предпринимателей, а также подконтрольные им полтора-два десятка юрлиц​.
  • Сумма каждого из десятков фиктивных контрактов составляла несколько сотен тысяч рублей. Получив деньги, члены группы присваивали их и распоряжались ими «по своему усмотрению».
  • Обязанностью Апфельбаум было «обеспечить отсутствие надлежащего контроля» за отчетностью «Седьмой студии». При этом о каком-либо вознаграждении для чиновницы в обвинительном документе речь не идет. ​​