Эксперты: В России растет количество франчайзи
По данным Международной ассоциации франчайзинга, каждые восемь минут в США создается новая франшизная точка. В России же в среднем на одного франчайзера приходится около шести франчайзи - приобретателей франчайзинга. По оценке Expofair, в 2005г. рынок франчайзинга в России (совокупные франчайзинговые платежи) составил примерно $4,63 млрд, что на 12% больше, чем в 2004г. Наибольшего развития достиг у нас франчайзинг в сфере общественного питания, особенно в секторе fast food (27% от общего количества франчайзеров), и розничной торговле (свыше 30%). Не так быстро пока развивается перспективная сфера услуг. Больше всего франчайзеров (около 43%) работает в Москве и ЦФО, более 15% оперируют в Санкт-Петербурге и на северо-западе, около 12% - в Уральском федеральном округе.
Александр Майлер отмечает, что франчайзинг является очень эффективным методом тиражирования успешного, в основном малого, бизнеса. Действительно, многолетний опыт распространения в России различных франчайзинговых концепций ("Баскин Роббинс", "Эконика", "Сабвей", "1С" и др.) говорит о том, что малые и средние предприятия, созданные на основе франчайзинга, по сравнению с "обычными", более стабильные субъекты российской экономики, ибо они имеют передаваемый франчайзером опыт выживания. Между тем у франчайзинга в России множество проблем.
Генеральный директор юридической фирмы «Правовой Сервис «ФАРН» Инга Рыкова считает, что сегодня законодательное поле франчайзинга не соответствует тем требованиям и запросам, которые сложились на рынке. Можно даже сказать, что юридически в стране франчайзинг не оформлен, поскольку основным нормативным документом, регулирующим взаимоотношения предпринимателей при их взаимодействии по схеме франчайзинга, является глава 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». По оценкам некоторых специалистов, подмена понятия франчайзинг термином «коммерческая концессия» создает неудобства при заключении международных договоров и вообще в деловом обороте. Кроме того, в 54-й главе прописана двойная регистрация договора коммерческой концессии (в патентном ведомстве и в органе, регистрирующем юридических лиц). Также излишнюю волокиту создает положение, когда по истечении договора между франчайзи и франчайзером должен быть заключен новый договор, но на прежних условиях, что абсолютно неприемлемо в условиях развивающейся рыночной экономики. Есть еще и понятие "субсидиарной ответственности". Это ответственность франчайзера перед третьими лицами за какие-то проступки франчайзи. Иначе говоря, франчайзер должен стать тотальным контролером всей франшизной сети, чтобы обеспечить себе защиту по серьезным претензиям через суд.
Между тем, помимо законодательных проблем, развитие франчайзинга сдерживает множество других факторов, среди которых: отсутствие стабильности экономики, недостаток стартового капитала, слабая защита интеллектуальной собственности, слабое антимонопольное регулирование. Большая часть проблем франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем и работать в этих системах в качестве франчайзи. Поэтому особо остро стоит проблема образования в сфере франчайзинга, отсутствия в учебных программах вузов самостоятельных блоков и учебных предметов по франчайзингу. Кроме того, есть и социально-психологические проблемы франчайзинга (отсутствие собственного опыта, боязнь потерять самостоятельность как предпринимателя). Проблемой франчайзи остается доступ к кредитам. Уровень доходности франчайзи с учетом всех регулярных платежей может оказаться невысоким, значит, возврат кредита будет достаточно долгим, а если принять во внимание действующие банковские ставки, то почти бесконечным. Поэтому в России кредитование франчайзи находится в зоне высокого риска, в то время как за рубежом оно наиболее безопасно для финансовых структур. Серьезной проблемой для франчайзи могут стать и отношения с франчайзером. Бывает, что франчайзер может не предоставить задекларированных услуг или же продать франшизу на несуществующий объект интеллектуальной собственности.
С другой стороны, франчайзи не редко подводят своих старших партнеров. Одной из наиболее часто отмечаемых проблем является невыплата со стороны франчайзи роялти. Как правило, роялти франчайзи выплачивает до тех пор, пока ощущает явную зависимость от компании-франчайзера. Как отмечает Александр Майлер, франчайзи, после того как получают всю необходимую информацию для ведения бизнеса, технологии и обучают персонал, испытывают искушение выйти из системы и начать самостоятельную деятельность. Причем если такое решение принимается, то франчайзи зачастую делают это неэтично, грубо нарушая стандарты и правила ведения бизнеса. Поэтому франчайзер должен защитить себя, создавая такое ноу-хау, отсутствие которого не позволяло бы вышедшей из системы компании использовать то, что ей было передано по договору франчайзинга.