Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 
Эксклюзив

Робототехнику и киберспорт предложили включить в список «уроков будущего»

Институт развития интернета подготовил список школьных предметов «Российская школа-2030: взгляд интернет-индустрии». В перечень вошли девять уроков — от киберспорта и робототехники до VR-архитектуры и квантовых технологий
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Институт развития интернета (ИРИ) подготовил исследование «Российская школа-2030: взгляд интернет-индустрии». В рамках первого этапа проекта эксперты ИРИ совместно с представителями Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» представили список школьных предметов для развития «компетенций будущего».

Список ИРИ, с которым ознакомился РБК, включает в себя девять «уроков будущего», в них входят как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы вроде VR-архитектуры и квантовых технологий. Эти курсы помогут в развитии «компетенций будущего», перечень которых определен WorldSkills и Атласом профессий АСИ. В подготовке исследования приняли участие более 100 экспертов: ИТ-специалисты, ведущие сотрудники ссузов, вузов и научных институтов, представители делового сообщества и преподаватели школ.

Что предложили изучать в школах будущего

Основы цифровой грамотности и этикета включают в себя: кибербезопасность, навыки ориентации в информационном поле, профилактику киберугроз. Учеников обучают критически воспринимать информацию, различать фейковые новости и проверять достоверность сведений, прививают навыки сетевого этикета и кибербезопасности. Курс развивает общие цифровые знания, служит профилактике киберсталкинга и киберугроз, включая кибербуллинг.

Робототехника изучает комплекс наук, состоящий из алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем. Развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество. Курс пригодится будущим инженерам и программистам, ИТ-специалистам по любому профилю, связанному с автоматизацией производства.

VR-архитектура и веб-дизайн формируют новое представление о социально-культурной среде, урбанизации, строительстве, прикладном инжиниринге. Предлагает инструментарий для развития эвристики, креатива и воображения, логики и пространственно-образного мышления, улучшает навыки проектирования и моделирования. Пригодится будущим ИТ-дизайнерам, web-конструкторам, ИТ-разработчикам, киберспортсменам, проектировщикам, архитекторам, инженерам.

Архитектура искусственного интеллекта касается машинного обучения и анализа. Развивает комплексные ИТ-навыки, требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем. Курс нацелен на усиление когнитивного мышления и цифровой культуры, развитие внимания, реакции, зрительной и долгосрочной памяти. Пригодится будущим программистам, ИТ-инженерам, аналитикам больших данных, персональным тренерам ИИ, специалистам по нейросетям.

Анализ и работа с большими данными дают общие знания по математике, информатике, учат основам программирования, углубляют понимание алгоритмики, ИТ-безопасности, юриспруденции и интернет-права, знакомят с аналитикой данных. Развивают логику, внимание, концентрацию, реакцию и все виды памяти. Пригодятся в качестве фундамента для будущего обучения на инженера, аналитика данных, архитектора ИИ, программиста, сотрудника сектора ИТ-безопасности, юриста с ИТ-квалификацией.

Киберспорт развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, улучшает владение аппаратным ИТ-комплексом, поднимает, развивает навыки программирования. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой, военно-патриотической культурой, ряд игр дает опыт прикладного программирования. Понадобится профессиональным киберспортсменам, гейм- и веб-дизайнерам, программистам, ИТ-специалистам, конструкторам, инженерам, менеджерам, маркетологам, авторам блогов о кибериндустрии, специалистам по пиару и рекламе киберспорта, управленцам сектора и будущим тренерам.

Ранее ИРИ предложил Минпросвещения ввести в качестве эксперимента в школах уроки по киберспорту. Министерство допустило включение факультативных занятий по киберспорту в учебный план по инициативе самих школ.

Программирование/кодирование сопряжено с углублением и профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем. Развивает базовые ИТ-знания и умения, навыки в области визуальной культуры и дизайна, системного менеджмента и администрирования. Совершенствует логику, память и внимание, когнитивные способности, эрудицию, профессиональное творчество и инновации, креативность и персонализацию. Важно для специалистов цифровой индустрии, владельцев собственных сайтов, онлайн-предпринимателей.

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) используется при решении сложных технических задач, учит справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем. Способствует повышению эрудиции и развитию качеств творческой личности.

Квантовые технологии и вычисления. По мнению экспертов ИРИ, к 2040 году дети в российских школах смогут изучать квантовое программирование. Предмет включает знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук. Развивает стремление к познанию и к созиданию, расширяет пространственное мышление, возможности памяти и интеллекта. Программы заинтересуют будущих квантовых криптографов, аналитиков данных, специалистов по электронике и гаджетам (инженеров, разработчиков ПО, программистов), ИТ-безопасников, медиков, специалистов по квантовой телепортации.

Профориентация школьников

В эпоху повсеместной цифровизации нужно осваивать новые компетенции и «гибкие навыки», чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда и эффективными в профессии, прокомментировал РБК гендиректор ИРИ Сергей Петров. Исследование он считает «визионерским проектом», показывающим, какие кадры понадобятся стране в будущем в условиях новой образовательной экосреды и экономических вызовов.

Эксперты ИРИ считают, что подобные предметы позволят избежать попадания в квалификационную яму, в которой на сегодня находятся 1,3 млрд работников по всему миру и 34 млн граждан в России (по подсчетам BCG и World Skills).

Доцент кафедры системной и программной инженерии НИТУ «МИСиС» Владимир Бабешко сказал РБК, что в силу динамичности отрасли ИТ нужно заботиться о подготовке кадров с большим опережением. С этой точки зрения исследование поможет школьникам в профориентации.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина назвала такой список «правильным и очень востребованным». Эксперт назвала перечисленные предметы междисциплинарными комплексными направлениями, которые подразумевают другие технологии обучения, проектную ориентированность, исследовательскую направленность и дают новые компетенции. По ее мнению, часть предметов с учетом их сложности должна изучаться на факультативной основе, в то время как уроки по курсам вроде кибербезопасности обязательны для каждого.

РБК отправил запрос в Минпросвещения с просьбой прокомментировать список ИРИ.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Ритейлеры заявили о мошенниках, портящих технику ради компенсации Бизнес, 11:46
В CryptoQuant оценили спад продаж биткоинов майнерами перед халвингом Крипто, 11:46
«Газпромбанк Лизинг» на FinAuto рассказал об адаптации рынка лизинга Пресс-релиз, 11:46
В WADA заявили, что пока не получили от России взнос за 2023 год Спорт, 11:45
Вице-канцлер Германии спустился в убежище из-за тревоги в Киеве Политика, 11:40
Названы мегаполисы России с максимальным ростом цен на машино-места Недвижимость, 11:40
Президент Литвы сообщил о задержании подозреваемых в нападении на Волкова Политика, 11:35
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Швед повторил достижение Овечкина по самой быстрой шайбе в овертайме Спорт, 11:31
Доктор зло: как страны пытаются удержать в узде искусственный интеллект Pro, 11:29
В Институте русского языка сменили ректора Политика, 11:28
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Что нужно сегодня для успешной работы в e-com РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59