Бизнес начинает участвовать в финансировании российских вузов
Примеры успешного партнерства частного капитала и высшей школы уже существуют. Один из них – Московская школа экономики МГУ, созданная в 2004 году по инициативе ректора МГУ Виктора Садовничего и председателя совета директоров компании "Базовый элемент" Олега Дерипаски.
По словам А.Некипелова, участие бизнеса в финансировании МШЭ МГУ позволяет привлекать к преподаванию в Школу ведущих ученых Российской академии наук, в том числе руководителей академических институтов экономического профиля, а также известных зарубежных экономистов, представляющих элитные европейские и североамериканские высшие учебные заведения.
Стоит отметить, что представители бизнеса единодушны в оценке положения современного образования в вопросе снижения качества знаний выпускников. Так, генеральный директор благотворительного фонда "Вольное дело" (созданного при поддержке компании "Базовый элемент") Тамара Румянцева полагает, что качество подготовки специалистов, выпускаемых учреждениями системы профессионального образования, снижается. Как следствие, работодатели вынуждены нести дополнительные затраты на обучение работников.
Сейчас спрос на квалифицированных рабочих инженерно-технических специальностей превышает предложение. Т.Румянцева подчеркнула, что в наибольшей степени дефицит кадров характерен для машиностроения и металлообработки. Как следствие, дефицит специалистов взгревает рынок труда - растут, зачастую необоснованно, ставки зарплат.
При этом Т.Румянцева полагает, что причины сложившейся ситуации лежат в трех плоскостях: недостаточный уровень расходов на образование, неэффективная система контроля за качеством образования и слабая интеграция профобразования в науку и реальный сектор экономики, что ограничивает возможности для профориентации студентов и получения ими практических навыков в период обучения.
Здесь стоит напомнить слова замминистра образования и науки Андрея Свинаренко, который в ходе конференции "Бизнес + образование" заявил, что "за последнее десятилетие количество вузов возросло в 3 раза, в то время как число преподавателей только на 4%. При этом скорость обновления знаний в современной науке и практике отстает от скорости обучения в вузах".
По мнению А.Свинаренко, представители бизнеса не могут сформулировать критерии требований к выпускаемому вузом специалисту, и в первую очередь это происходит из-за отсутствия стандартов образования. Как следствие, на сегодня трудно составить объективные рейтинги образовательных учреждений. Кроме того, ситуация усугубляется и тем, что в России нет профессиональных стандартов почти ни в одной сфере экономики. По словам замминстра, очень важно наладить интерфейс взаимодействия между наукой и бизнесом и переходить на долгосрочное планирование бизнес-программ, чтобы можно было точно определить "лицо" будущего выпускника.
Однако декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова Олег Виханский считает, что при упоминании о качестве образования затрагивается стандарт качества, сложившийся в рамках устаревшей парадигмы, сформированной в начале 20-го века, в период становления стандартизированного производства. При этом он не согласен с утверждением, что бизнес не дорос до понимания того, что ему нужно от выпускников вузов.
"Бизнес-сообщество на сегодня представлено высоко грамотными людьми, свыше 30% из них имеют 2 высших образования, одно из них - специальное и, как правило, получено в советское время, второе - в области экономики и права. При этом 12% российских топ-менеджеров имеют высшее образование, полученное за рубежом", - отмечает О.Виханский.
Представители фонда "Вольное дело" полагают, что повышение роли бизнеса в образовании может осуществляться за счет внедрения инновационных образовательных программ, привлечения иностранных специалистов, организации стажировок студентов и преподавателей за рубежом. При этом бизнес должен выступать как соучредитель вузов и вкладывать средства в их развитие. Однако для реализации такого пути необходим ряд изменений в законодательстве, в том числе преобразование госучреждений в автономные некоммерческие организации.
Так, Т.Румянцева собщила, что "БазЭл" намерен выступить соучредителем Российской академии имени Плеханова в случае, если вузу будет разрешено изменить оргправовую форму. "Это позволит привлечь от 60 до 100 млн долл. на цели развития образовательных программ и материально-технической базы этого вуза", - подчеркнула она.
В фонде полагают, что для активизации участия бизнеса в развитии образования необходимо создать по меньшей мере три главных условия. Так, эксперты фонда предлагают ввести вычет по налогу на прибыль организаций для расходов на образовательные цели в размере 1% от оборота компании. По мнению представителей фонда, следует развивать и независимую оценку вузов, и механизмы кредитования в образовании при системе госгарантий по возврату средств. Наконец, требуется стимулировать создание эндаументов - капитальных фондов, прибыль которых направляется исключительно на благотворительные цели.
О.Виханский, в свою очередь, полагает, что участие бизнеса возможно в виде создания кафедр компаний в вузах, как это практикуется в США, Японии. А ректор ГУ ВШЭ Я.Кузьминов считает, что необходимо сформировать ресурсный капитал и предусмотреть участие бизнеса в управлении учебными заведениями. "Такой подход необходим с учетом того, что сложившийся в вузах менеджмент не очень эффективен. То есть нужны попечительские советы, которые возьмут на себя контроль за финансово-экономической деятельностью вуза", - заявил Я.Кузьминов.
По его мнению, государство должно делегировать часть своих полномочий бизнесу - наблюдательным советам с большим присутствием бизнеса. "Третья ступень сотрудничества государства и бизнеса - приватизация профессионального образования", - считает Я.Кузьминов.