Российские музеи включаются в глобализацию
На острове Ас-Саадият, прилегающем к столице ОАЭ Абу-Даби, возводится второй Лувр (что займет почти 30 лет и около 1 млрд долларов). Эрмитаж открывает еще один выставочный центр за рубежом – в этот раз в итальянском городе Серрара (такие центры уже работают в Лондоне и в Амстердаме).
"Культура – это экспортный товар, – подчеркивает в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Как музейные сайты превращают Интернет из помойки во что-то приличное, так и музейные центры позволяют делать глобализацию более человечной". По словам М.Пиотровского, экономический элемент в таких проектах не значителен, расходы, как правило, берет на себя принимающая сторона, а компенсации не велики.
Однако билеты в Эрмитаж Санкт-Петербурга оцениваются в 100 рублей, а на совместную выставку Эрмитажа и немецкого Гуггенхайма в Лас-Вегасе – уже в 100 долларов. Не стоит забывать и про разные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) на базе культовых музеев: рестораны, магазины, производство сувениров, туристический бизнес. Нередко эти предприятия расцветают под сенью музейных брендов.
В то же время потенциал музеев зачастую остается незадействованным: в стенах того же Эрмитажа посетители могут увидеть лишь около 3% от всей коллекции – остальные 97% в запасниках и кладовых (они и представляют собой резерв для роста всемирной сети петербургского музея).
При этом музеи нередко работают на пике пропускной способности. Лидирует "по посещаемости" парижский Лувр (7 млн зрителей в год), следом идет музей Метрополитен в Нью-Йорке (4,5 млн), замыкает тройку Национальная галерея в Лондоне (4,2 млн). Наши Эрмитаж и Третьяковская галерея лишь в хвосте первой десятки: Эрмитаж – на седьмом месте по популярности (2,6 млн посетителей в год), Третьяковка – на десятом (1,3 млн).
"Ничто не препятствует открывать центры в других городах и странах, кроме, быть может, отсутствия соответствующих менеджерских навыков у музейных специалистов", – считает директор Института культурной политики Михаил Гнедовский. Впрочем, с этим не совсем согласен М.Пиотровский: "Эффективные менеджеры едва ли привлекут в музеи много денег, они только все развалят". Наиболее важным моментом эксперт считает сочетание экономических критериев с идеологическими, моральными.
Очевидно, новые веяния не должны повредить российскому музейному фонду, и наоборот – призваны "встряхнуть" его. Нельзя не признать правоту тех специалистов, что упрекают многие наши музеи в неумении быть интересными. Так, в музее космонавта №2 – Германа Титова – в деревне Полковниково на Алтае, не вызывая никакого интереса у посетителей, хранится "кусок Луны". Это бесполезная глыба на общепитовской тарелке, по выражению М.Гнедовского, тогда как прикосновение к кусочку Луны считается едва ли не кульминационным моментом посещения Национального аэрокосмического музея в Вашингтоне.
К слову, хранители музея Юрия Гагарина в его родном селе Клушино на Смоленщине отличились большей сноровкой: они догадались, как это ни странно, продавать землю с огорода первого космонавта Земли (ее фрагменты вклеиваются в памятные календарики).
Можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшие годы музеи будут стараться диверсифицировать свои бренды, создавая новые точки притяжения посетителей: или за счет того, что коллекции будут вывозиться, или за счет привлечения туристов. Заметим, на международном рынке музейных ценностей сегодня безусловный приоритет имеют русский авангард и икона. "Надо создавать, "упаковывать" новые бренды", – призывает М.Пиотровский.
Остается добавить, что российских музеев скоро коснется институциональная реформа (в рамках административной), как недавно она коснулась театров. Главная цель – повысить эффективность управления собственностью, максимально сократив госрасходы. "Поиск новых организационных форм уже идет полным ходом, – говорит М.Гнедовский, – например, создаются фонды и прочие некоммерческие организации, позволяющие музеям строить отношения со спонсорами, с бизнесом и т.д. Можно только догадываться, чем она обернется для тех, кто не успеет "упаковаться". Таким образом, наши музеи начинают конкурировать как на внешнем рынке, так и на внутреннем.