России невыгодно переходить на биотопливо
Лидером по использованию растительного топлива в качестве автомобильного является Бразилия, где до 70% автопарка могут использовать спирт вместо бензина. К 2010г. в Европе доля биотоплива должна составить 5,75%. В США доля биотоплива должна увеличиваться на 2% ежегодно в течение 10 лет. Страны СНГ, в частности Украина и Казахстан, активно внедряют технологии по производству биоэтанола.
Казалось бы, биотопливо с лихвой может заменить дизельное топливо. Ведь биотопливо производится практически из всей органики. Хозяйственные отходы, в основном животноводства, после переработки в биогазовых установках дают метан, электрическую и тепловую энергию. Кукуруза и подсолнечник после переработки превращаются в биоэтанол, рапсовое масло - в биодизельное топливо, не товарная древесина - в древесные пеллеты (древесные топливные гранулы).
Но в действительности, как сказал в эфире программы "В фокусе" телеканала РБК руководитель программы по энергосбережению в России International Finance Corporation Майлз Стамп, "биотопливо - не панацея". По его словам, Россия способная заменить биотопливом 5-10% от мирового объема топлива на нефтяной основе. Производство биотоплива, заявленное в Евросоюзе, – тоже невысокий уровень, поэтому на ближайшие 20 лет нефтяники не должны беспокоиться.
Аналитики сходятся во мнении, что России пока невыгодно производить биоэтанол для внутреннего потребления. Российский автопром не готов к подобным переменам: отечественные машины не приспособлены работать на биотопливе. Экономический эффект от использования биотоплива невелик, потому что в России есть налоговые проблемы со спиртосодержащей продукцией, в разряд которых попадает и биоэтанол. "Если себестоимость производства биоэтанола в России составляет 10 рублей, то акциз на спиртосодержащую продукцию составляет порядка 23 руб. Если сравнить с бензином, стоимость которого сейчас составляет около 20 руб. за литр, то доля налогов в этой цене составляет 10-11 руб.", - разъяснил аналитик компании "Атон" Андрей Бутенко. А вот производить биоэтанол на экспорт выгодно. Его себестоимость в Европе составляет 0,5 долл. за литр с учетом доставки, тогда как в Бразилии - 0,17-0,2 долл. за литр.
Нельзя не отметить и экологический эффект от применения биотоплива. Например, при содержании в топливе 10% биоэтанола, вредные выбросы уменьшаются на треть.
Вывод в такой ситуации, по словам экспертов, напрашивается один: чтобы Россия не осталась "спящим медведем в берлоге", она вынуждена прислушиваться к запросам европейских стран, не зацикливаясь на нефтегазовом секторе. А уж если государство делает ставку на инновации, значит, за биотопливом - будущее, пусть и не в ближайшей перспективе.