Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Мужчина напал на «Макдоналдс» в Москве Общество, 21:11 Генпрокуратура предложила запретить СМИ освещать преступления подростков Общество, 21:04 Адвокат напомнил о возможности Трампа безнаказанно стрелять на 5-й авеню Политика, 21:03 Президент Боливии заявил о попытке госпереворота в стране Политика, 20:54 Лавров вспомнил о сказавшем ему «до свидания» преподавателе МГИМО Общество, 20:54 В Турции после занятий аэробикой умерла россиянка Общество, 20:44 На WikiLeaks заявили о подтасовке итогов доклада ОЗХО о химатаке в Сирии Общество, 20:40 Глава новой церкви Украины доложил Помпео о «позорной ситуации» в Крыму Политика, 20:30 МВД потребовало заблокировать доступ к статье Baza о кетамине Общество, 20:22 Президент дал конкуренту Нетаньяху 28 дней на формирование правительства Политика, 20:20 Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Pro, 20:00 Harvard Business Review назвал самых эффективных глав компаний в мире Бизнес, 19:59 «Зенит» играет с «Лейпцигом» в Лиге чемпионов. Онлайн Спорт, 19:55 Военная полиция России начала патрулировать сирийско-турецкую границу Политика, 19:49
Общество ,  
0 
Рынок бесплатных газет набирает обороты
В России ежемесячно выпускается 35 млн экземпляров бесплатных газет – тиражи подобных изданий растут. Они не получают прибыли от дистрибуции или подписки, а сосредоточены на продаже полос и разворотов под рекламу, доходы от размещения которой сопоставимы с доходами платных «аналогов» – 2-3 млн долларов в год.

И на фоне стагнации рынка традиционных бумажных СМИ сегмент бесплатных газет развивается наиболее динамично. «Это самый горячий мировой тренд. Головная боль для редакторов quality-прессы во всем мире», – рассказал в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» Алексей Казаков, главред журнала «Большой город».

Ведь бесплатные издания - не рекламные листки: стараясь занять читателя, они конкурируют с платной прессой не только по доходам от рекламы, но и по содержанию. В результате New York Times, The Washington Post и прочие мировые бренды для удержания читателя вынуждены издавать собственные бесплатные приложения.

Тираж таких газет в час пик расходится за 30 минут - газеты ловятся на лету, тогда как для покупки свежей прессы зачастую приходится стоять в очереди. Но дистрибуция играет решающую роль в обоих случаях.

По словам А.Казакова, платные издания теряют деньги на дистрибуции: «жуткое болото коррупции, она построена на откатах и для всех головная боль». В то же время бесплатные издания при помощи дистрибуции фокусируются на конкретных потребительских группах: в кофейнях, элитных ресторанах, метро и т.д. Конечно, тоже приходится платить. Например, за право распространять в лондонской подземке бесплатную газету «Метро» Associated News Paper ежегодно выплачивает 2,6 млн евро.

Правда, пассажиры tube по статусу и доходам отличаются от пассажиров московского метро: лондонская «газета для чтения под землей» рекламирует люксовые товары, тогда как российские рекламодатели продвигают через бесплатные СМИ, как правило, недорогие товары широкого потребления, услуги риэлтеров и т.п.

«В то же время социальные отличия не принципиальны, – уверяет А.Казаков. – Использовать модель бесплатной газеты можно в самых различных сферах, будь то автомобильные, мужские или женские, денежные и т.п. журналы». Но, несмотря на хорошую динамику рынка, говорить о буме бесплатных газет не приходится.

"Вход на этот рынок очень дорогой, – объясняет Елена Сульдина, главред ОАО "Газета "Метро". – Инвесторов смущают сроки окупаемости проектов: 3-5 лет. При этом на запуск новой бесплатной газеты тиражом 0,5 млн экземпляров в России требуется как минимум 5 млн долларов".

Не обходят стороной бесплатную прессу и российские власти, используя ее как политический ресурс. Так, по данным аналитиков, префектурами и управами Москвы издается 130 бесплатных малотиражек общим разовым тиражом 4 млн экземпляров (к слову, история бесплатных газет в РФ ведется как раз со времен первых предвыборных кампаний).

Но все же их доля на российском рынке остается незначительной. Если в Испании бесплатная периодика занимает 40% рынка ежедневных газет, в Италии – 29%, в Дании – 27%, то в России - менее 1%. Причем некоторые эксперты говорят, что это предел.

Добавим, что, по данным Фонда общественного мнения (ФОМ), чтение газет в стране вообще не пользуется широким спросом: наиболее популярные издания едва покрывают 15-18% читательской аудитории.