Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Российские подростки стали определяться с будущей профессией к 11 классу

В 11-м классе большинство школьников уже выбрали будущую профессию, показало исследование. Подростки стали проще относиться к выбору будущего, но за многих по-прежнему решают родители, говорят эксперты
Фото: Наталья Шатохина / NEWS.ru / Global Look Press
Фото: Наталья Шатохина / NEWS.ru / Global Look Press

Каждый десятый школьник не задумывался о профессии

Большинство выпускников 11-х классов этого года (71,7%) либо четко определились с профессией, либо находились в активной стадии выбора. Это показало исследование проекта единой модели профориентации «Билет в будущее», реализуемой в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». С итогами исследования ознакомился РБК. В рамках проекта выпускники школ в течение года проходили диагностику, которая оценивает уровень готовности школьников к выбору профессии.

Диагностику прошли почти 51 тыс. учащихся 11-х классов во всех регионах. Дополнительно к тестированию школьников попросили оценить уровень своей готовности к самостоятельному выбору профессии и образования.

На вопрос об уровне готовности самостоятельно выбрать профессию треть уверенно заявили, что уже сделали выбор и дополнительная профориентация им не нужна. Еще 38,4% школьников сообщили, что рассматривают несколько вариантов и готовятся к окончательному выбору. В неопределенности находились 16,9%, которые узнавали о некоторых профессиях, но пока не решили, насколько они им подходят.

Минимальную вовлеченность в вопрос выбора профессии показал каждый десятый участник тестирования (11,5%). Большинство сообщили, что им предлагали несколько вариантов, но самостоятельно они об этом еще не задумывались, а остальные вовсе не думали о будущей профессии, участие в тестировании стало для них первым шагом.

Авторы исследования считают, что согласно результатам ранняя школьная профориентация критически важна для трети выпускников, которые нуждаются в поддержке и первом импульсе для определения возможной профессии.

Проект «Билет в будущее» существует с 2018 года. На сайте проекта можно проходить тестирования, также в рамках проекта школьники посещают экскурсии и мастер-классы, общаются со специалистами разных компаний. Это должно помочь учащимся ближе познакомиться с профессиями и сделать осознанный выбор. Обязательная профориентация в школах ведется с 2023 года в рамках «Единой модели профориентации».

Еще один вопрос, который задавали ученикам 11-х классов, — определились ли они уже с будущей профессией и образованием. Чуть больше половины сообщили, что выбрали и образование и профессию, 23,32% — только образование, 12,57% — только профессию. Совсем не определились на момент прохождения тестирования 12,22% учеников.

Авторы исследования подчеркивают, что ученики, которые ответили, что уже определились и с образованием, и с профессией могли иметь на момент тестирования не один окончательный вариант, а несколько. Эксперты проекта «Билета в будущее» рассказали, что каждый год фиксируют снижение процента детей, которые ни с чем не определились, и рост тех, кто активно вовлечен в процесс выбора.

Как сообщил РБК генеральный директор Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», эксперт проекта «Единая модель профориентации» Кирилл Кузнецов, в 2016–2017 годах доля тех, кто в 11-м классе отмечал, что не определился ни с профессий, ни с образованием, составляла около 40%, а сейчас — меньше 15%. Это, по его словам, говорит о том, что принимаемые меры в области профориентации мотивируют школьников начинать раньше думать про свою будущую профессию и образование.

Кузнецов отметил, что пока не много данных о том, могут ли те, кто уверенно заявляют, что определились с профессией, делать «ложный выбор», то есть изменить решение после учебы или с началом работы. По его словам, такой выбор может быть «неосознанным», «случайным» или основанным на мифах, например, о будущих возможных заработках, а также окружающих факторах — когда ученик выбирает профессию «за компанию».

«Если же сделана осознанная проба, но стало понятно, что гипотеза не подтверждается, то это другой случай, и это уже не  назвать «ложным» выбором. Нужно сделать выводы и идти дальше. Сегодня мы не выбираем одну профессию на всю жизнь. Если что-то меняется — это нормально. Цель профориентации — сформировать готовность к профессиональному самоопределению, то есть к совершению обдуманного выбора в складывающейся социально экономической ситуации, которая постоянно меняется», — пояснил Кузнецов.

Результаты исследований Высшей школы экономики также показывают усиливающийся тренд на профессионализацию, в том числе высшего образования, когда в университет приходят студенты, у которых уже есть в голове представление о профессии, рассказал РБК директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев.

Сейчас поступающие в университет студенты видят своей задачей — повышение уровня навыков, которые будут необходимы на рынке труда, такая ситуация в целом нетипичная, поскольку раньше запросы были несколько иными, например, был запрос на широкое высшее образование, сказал Терентьев. По его словам, такое смещение акцентов произошло благодаря активной профориентационной работе в школе, государственному дискурсу и дискурсу образовательных организаций на усиление связи с рынком труда.

Смена выбора и профориентация для студентов

Подростковый психолог Юлия Холодова отмечает, что, хотя школьники стали быстрее определяться с профессией, к этому в принципе стали относиться проще: «Этот выбор не расценивается как «сверхзначимый» или «один раз и на всю жизнь», появилось больше вариантов образовательных маршрутов, многие из которых перестали рассматриваться как «единственный правильный» или стигматизироваться как «признак неуспешности». Она отметила, что поступление в колледж после 9-го класса стало давно привычным, то же самое касается и поступления в вуз после колледжа по другой специальности, а также смены направления после бакалавриата при поступлении в магистратуру.

По словам Холодовой, многие относятся к выбору профессии как к своего рода эксперименту — «не понравится, брошу или переведусь». Кто-то, получая образование, уже не планирует работать по профессии, а просто хочет ощутить «вкус студенческой жизни». Также, указала Холодова, ожидания иногда идеализированы, и не выдерживают проверки реальностью: многие разочаровываются на первом курсе, когда сталкиваются с общими дисциплинами, отчасти повторяющими школьные.

Как обратила внимание доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала Финансового университета при правительстве, психолог Юлия Конычева, часто родители играют очень активную роль в выборе профессии для ребенка, и именно поэтому многие школьники, вообще не знакомые с той или иной специальностью, заявляют, что уже выбрали профессию. «Работая на тренинговых дисциплинах с первыми курсами разных направлений и предлагая ребятам профориентационные упражнения, вижу их большой интерес и желание более четко определиться с будущей профессией. То есть получается, что даже выбрав вуз и программу обучения, многие все еще не очень хорошо понимают — где они будут работать в будущем», — пояснила она.

По словам Конычевой, следующий сложный момент наступает на третьем курсе, согласно статистике больше половины студентов начинают сомневаться в выбранной специальности именно в это время. «Могу подтвердить это на собственном опыте. Примерно половина студентов уверены, что будут работать по выбранной специальности, активно ищут дополнительные материалы по профессии, подбирают места для практики и стажировки, уверенно смотрят в будущее. Остальные либо настроены нейтрально, либо уверены, что нужно искать что-то другое», — говорит Конычева. В связи с этим, считает она, профориентационная поддержка нужна не только школьникам, но и студентам.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Образование"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 19:24
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 19:24
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании Недвижимость, 19:43
Как технологии сплетаются с искусством и почему важнее не «железо» Стиль, 19:39
4 модных бренда, ведущих диалог с аудиторией Стиль, 19:38
Как цифровизация становится ядром бизнес-модели в отрасли гостеприимства Отрасли, 19:33
Отпуск каждый день: чем привлекает недвижимость с курортной атмосферой Стиль, 19:24
В 1,5 тыс. домов Ангарска ослабили отопление из-за аварии на ТЭЦ Общество, 19:23
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Решившая выступать за Узбекистан россиянка выиграла турнир WTA 125 в Анже Спорт, 19:15
Адвокат сообщила, что Лурье не верит обещанию Долиной вернуть деньги Общество, 19:06
Как данные меняют российский бизнес и что они говорят о потребителе Радио, 19:02
Германия призвала Китай добиться от России «серьезных переговоров» о мире Политика, 19:00
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Как российский бизнес переходит к системной интеграции ИИ Отрасли, 18:59
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45