Путин назвал тупиком политическую ситуацию на Украине Политика, 20:53
Во Владимирской области почти закончились места в ковид-госпиталях Общество, 20:51
Похож на хвою: как выглядит новый смартфон Galaxy Z Flip3 5G РБК и М.Видео, 20:43
Экс-главе фан-клуба запретили ходить на матчи за избиение журналиста РБК Спорт, 20:43
Путин описал ситуацию на энергорынке фразой «мерзни, волчий хвост» Политика, 20:39
Российский пилот «Формулы-1» рассказал о поездке в Мексику за визой США Спорт, 20:28
Путин назвал наиболее близких ему философов Политика, 20:18
Три способа снизить затраты на командировки на 15% РБК и Smartway, 20:16
Болельщики признали Миранчука худшим игроком матча с «Манчестер Юнайтед» Спорт, 20:10
Никола Тесла, диагональный лифт и дома будущего: где бы жили великие РБК и Галс-Девелопмент, 19:50
Путин назвал Россию и США «плавильными котлами» множества наций Политика, 19:50
Путин спустя две недели поздравил Муратова с Нобелевской премией Общество, 19:47
Частичный локдаун в Москве, запрет телефонов Samsung. Главное за день Общество, 19:44
Путин пообещал посмотреть на «размытые критерии» закона об иноагентах Политика, 19:37
Общество ,

Ученые оценили шансы узнать по останкам детали жизни Ивана Грозного

Продольный скол зуба Марии Темрюковны
Продольный скол зуба Марии Темрюковны (Фото: Объединенный институт ядерных исследований)

Исследование останков Ивана Грозного может дать эффективный результат, но он будет зависеть от сохранности материалов и методов изучения, рассказали опрошенные РБК эксперты.

Ранее Объединенный институт ядерных исследований сообщил ТАСС о планах начать исследования костей Ивана Грозного, его второй жены Марии Темрюковны, а также первой жены Ивана III Марии Борисовны с помощью нейтронных методов. Ученые планируют определить элементный состав останков и, в частности, исследовать их молекулярный состав, а также выявить визуальные особенности посредством оптической микроскопии. Результаты, считают исследователи, помогут прояснить обстоятельства жизни и смерти этих исторических деятелей.

Найденные в Смоленске останки соратника Наполеона Гюдена передали Франции

Заведующий отделом средневековой археологии Института археологии Российской академии наук (РАН) Владимир Коваль считает, что, изучая элементный состав, можно выяснить, имелись ли какие-то отличия у тех, кто жил раньше, от современников.

«Не исключено, что можно будет уточнить причину смерти, если будут обнаружены какие-то ядовитые вещества, тяжелые металлы или не обнаружены, и в таком случае какие-то гипотезы будут отвергнуты. По изучению изотопного состава можно выяснить, чем питался человек. То есть широкий спектр», — сказал ученый РБК.

Он считает, что проводить такие исследования следует обязательно, даже если надежды на значительный результат невелики. «Исследования могут дать результат, но нет гарантий, что результат будет обязательно значимый. Но, если попыток не предпринимать, не узнаем нового», — отметил ученый.

Археологи нашли в московском Кремле фрагменты здания XVI века

По мнению первого заместителя председателя правления Российского общества историков-архивистов, доктора исторических наук Григория Ланского, исследования помогут реконструировать образы Ивана Грозного и женщин, однако определение точных причин смерти будет зависеть от сохранности их останков.

«Вполне возможна некая условная реконструкция образа. <…> Что касается музейной ценности, люди смогут увидеть некий образ. Относительно выяснения деталей смерти, умер при неизвестных обстоятельствах, тут вопрос в сохранности останков. Обстоятельства смерти выяснить можно», — сказал Ланской.

В Москве археологи нашли древнерусские монеты

В результате таких исследований можно выяснить, чем питался человек и где он проводил большую часть времени, заявил антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский. Возможно определить и причину смерти — не был ли отравлен человек, добавил он.

«Например, можно узнать диету, что он ел. Можно смотреть не только, чем питался, но и то, где он больше времени проводил. Когда, например, какие-то экзотические продукты не ожидаешь увидеть, а у него оказываются. Все это может отразиться. Можно установить состав мышьяка, ртути и так далее, если они были, то есть не отравили ли его», — сказал он РБК.