Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Власти США обвинили Россию в демпинге цен на стальную катанку 05:46, Экономика На Камчатке объявили массовое отключение света и тепла у должников 05:43, Общество Умер певец Дэвид Кэссиди 05:27, Общество Модель рассказала об $1 млн от Вайнштейна за молчание о домогательствах 05:11, Общество Жюри присяжных предъявило обвинения исполнителю теракта в Нью-Йорке 04:44, Общество Последнюю картину Уинстона Черчилля продали за £357 тыс. 04:19, Общество Uber скрыла мощную кибератаку с кражей данных 57 млн клиентов и водителей 03:58, Технологии и медиа Семьям погибших в авиакатастрофе в Хабаровском крае выплатили 5 млн руб. 03:54, Общество Ведущего Чарли Роуза уволили с CBS после обвинений в домогательствах 03:36, Общество Полиция нашла новую улику по делу создателя датского «Наутилуса» 03:33, Общество «Нелюбовь» Звягинцева номинировали на премию Independent Spirit Awards 03:10, Общество В Тбилиси подозреваемые в терроризме открыли огонь по спецназу 03:03, Общество Толстой попросил проверить фильм добровольца АТО «Война ради мира» 02:51, Общество Трамп вступился за обвиняемого в домогательствах кандидата в сенаторы 02:39, Общество Трамп назвал слияние AT&T и Time Warner «не очень хорошим для страны» 02:11, Бизнес В МВД Украины заявили о побеге Игоря Плотницкого в Россию 01:58, Политика Порошенко созвал заседание СНБО после блокировки силовиками Луганска 01:44, Политика СМИ узнали о прибывших в Луганск военных из ДНР на грузовиках «Урал» 01:13, Политика «Севилья» отыгралась со счета 0:3 в матче с «Ливерпулем» 00:55, Спорт В «Новой газете» пообещали обжаловать выписанный судом штраф Али Ферузу 00:49, Общество Трамп назвал «отличным» свой телефонный разговор с Путиным 00:24, Политика Госдума обяжет операторов связи блокировать номера «телефонных минеров» 00:14, Политика На Украине 48 человек признали виновными в преступлениях на Евромайдане 00:07, Политика Холдинг Мамута решил создать собственный онлайн-кинотеатр 00:05, Технологии и медиа Минфин предложил конкурентам «Роснефти» подождать налоговых льгот 3 года 00:03, Бизнес Правительство попросило засекретить работу банков с оборонкой 00:01, Финансы СМИ узнали о сути претензий французских силовиков к Сулейману Керимову 21 ноя, 23:44, Политика В Белом доме рассказали о телефонном разговоре Трампа и Путина 21 ноя, 23:42, Политика
"РБК daily": ФАС предлагает приватизировать морские причалы.
Общество, 13 мая, 2013 11:47
0
"РБК daily": ФАС предлагает приватизировать морские причалы.

РБК 13.05.2013, Москва 10:47:25 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ реанимировала идею приватизации морских причалов, впервые озвученную еще несколько лет назад, пишет сегодня "РБК daily".

ФАС представила проект доклада о состоянии конкуренции в России за 2012г., в котором, в частности, затронула вопрос развития морских портов. Одной из проблем развития конкуренции внутри морского порта и межпортовой конкуренции является отсутствие частных или муниципальных причалов, что негативно влияет на состояние инвестиционного климата в этой сфере, отмечается в документе.

Сейчас все причалы, пирсы, а также земли, отведенные для развития деятельности портов, принадлежат государству. Частных причалов единицы, а муниципальные и вовсе отсутствуют, отмечает ФАС. Передача причалов в муниципальную собственность или их приватизация позволит повысить качество портовых услуг, сократить время обработки и стоянки судов в порту, снизить тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, считают в ФАС.

Правда, в случае приватизации ФАС считает необходимым ограничить количество причалов или размер территории порта, которые допускается продавать одному стивидору. Как пояснили изданию в пресс-службе ФАС, речь идет о доле, не превышающей 35% всех причалов в порту. При этом в службе отметили, что подобное предложение уже озвучивалось ими несколько лет назад при принятии закона "О морских портах в РФ" и повторно они пока не обращались с ним ни в одно ведомство. В последний раз вопрос о снятии запрета на приватизацию причалов поднимался в 2010г., но тогда ФАС предлагала продавать исключительно речные причалы.

Проблема в том, что в России, в отличие от Европы, нет системного разделения между тем, что принадлежит в порту государству, а что - стивидору, говорит заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский. По его словам, на Западе самой дорогой частью - около 70% от стоимости порта - акваторией, нижним строением причалов, всеми общепортовыми сетями обычно владеет государство, муниципалитет или крупный порт.

Стивидорные компании получают терминал в аренду на длительный срок и за свой счет строят верхнюю часть причалов и внутритерминальную инфраструктуру (необходимое покрытие, склады, железнодорожные пути, крановое оборудование, спецкомплексы). "В России в некоторых портах стивидор владеет железнодорожными путями, верхним покрытием, кранами, складами, коммуникациями, а в некоторых все это, включая и сами причалы, принадлежит государству", - рассказывает топ-менеджер СУЭК. В результате непонятно, как будет происходить деление, замечает он.

В некоторых портах до сих пор ФГУП "Росморпорт" через суд определяет, кто же владеет тем или иным имуществом. Сомнение вызывает и то, что у стивидора может быть отнято преимущественное право аренды земли, на которой сейчас размещены его технологические комплексы. В последнее время в России также появились порты, в которых и причал, и земля, и верхнее строение принадлежат стивидорным компаниям в рамках нового закона о портах, говорит Д.Илатовский. По его мнению, несколько стивидоров на одном терминале вряд ли смогут эффективно работать, они скорее будут мешать друг другу. Невозможно представить, например, чтобы несколько стивидоров независимо друг от друга получили бы от РЖД желаемое количество вагонов на один и тот же терминал, пишет газета.

Другие собственники стивидорных компаний также обеспокоены идеей ФАС. Предложение приобрести в собственность причалы может быть интересным, если условия приватизации будут учитывать их техническое состояние и рыночную ситуацию, сказал гендиректор T.A.Management (управляющая компания UCL Holding, в который входит UCLPort) Игорь Федоров. Вместе с тем, подчеркивает он, возможность выкупа только 35% причалов в порту, где фактически работает только один этот стивидор или, как в случае с Большим портом Санкт-Петербург, несколько крупных компаний, каждая из которых владеет конкретными причалами на праве долгосрочной аренды, выглядит не вполне логично.

"На наш взгляд, приватизацию арендуемых причалов следует обсуждать с их арендаторами без какого-либо процентного ограничения, в конце концов, у стивидора должно быть право их выкупить", - считает И.Федоров.

Еще один крупный морской оператор, пожелавший остаться неизвестным, назвал предложение ФАС абсурдным. "Мы не можем ограничиваться владением лишь 35% причалов в одном порту, причем даже не понятно, во сколько будет оценена стоимость выкупа", - сказал он.

По оценке Д.Илатовского, сегодня строительство 1 п. м только нижней части причала оценивается в 30-100 тыс. долл. в зависимости от глубин и характеристик причалов. Учитывая, что протяженность причального фронта в России составляет порядка 140 тыс. м (располагаются в 63 морских портах), доходы государства от их продажи могут исчисляться несколькими сотнями миллиардов рублей.

Однако власти пока не торопятся рассматривать подобное предложение. В Министерстве транспорта РФ сообщили, что к ним не поступало официальных обращений на эту тему. В "Росморпорте" заявили, что к вопросу о необходимости приватизации причалов нужно вернуться только после внесения соответствующих изменений в законодательство. При этом в агентстве считают, что и текущая ситуация никоим образом не снижает конкурентоспособность морских портов. Большинство причалов переданы в аренду операторам на 49 лет, что сравнимо с пользованием на праве собственности, добавили в "Росморпорте".