Война за курьеров: как бизнес справляется с предновогодним ажиотажем
• [00:00] Спрос на курьеров резко увеличивается перед Новым годом: компании нанимают даже подростков. В пиковый сезон зарплаты достигают 350–400 тыс. руб. без налогов.
• [01:15] Самые высокие доходы — у курьеров агрегаторов и ритейла; в horeca ставки ниже, но компенсируются стабильностью, питанием и фиксированным графиком.
• [02:31] Подростки становятся новой целевой аудиторией для найма: работодатели отмечают их мотивацию и готовность быстро обучаться.
• [02:55] Конкуренция за курьеров усилилась после 2020 года и теперь идет не только в пиковые месяцы, но и круглый год.
• [04:44] Беспилотная и роботизированная доставка остается в стадии эксперимента, но рассматривается как перспективный инструмент оптимизации.
• [05:48] Чтобы удержать сотрудников, компании предлагают гибкий график, скидки на топливо, помощь с транспортом и зоны отдыха, однако ключевая мотивация остается прежней — высокий доход.
Спрос на курьеров в России стремительно растет — компании готовятся к традиционному предновогоднему ажиотажу. Зарплаты доставщиков достигают 350–400 тыс. рублей, а бизнес конкурирует за сотрудников всеми способами — от бонусов до найма подростков.
Руководитель агентства по подбору персонала «Амалко» Гарри Мурадян отмечает, что на одного курьера сейчас приходится до семи работодателей.
«Один курьер, который ищет работу, получает предложения сразу от семи компаний. Спрос будет только расти — это сезонная история, объем доставок увеличивается. Малому бизнесу особенно трудно: в последнюю неделю декабря найти курьеров — настоящее испытание. Есть два способа решить вопрос: нанимать подростков, которые хотят подзаработать, и повышать оплату. Курьеры в это время зарабатывают в два–два с половиной раза больше. В Москве «грязная» зарплата может доходить до 270 тысяч рублей, а в пиковые недели — до 350–400 тысяч», — пояснил Мурадян.
Сооснователь сервиса «Много лосося» Александр Мутовин подтверждает, что такие суммы достижимы лишь при максимальной загрузке.
«Это действительно космические цифры. Так можно заработать, если работать по 16 часов без выходных — как в агрегаторах вроде «Яндекс.Доставки», где заказы поступают один за другим. В сегменте horeca (гостиницы, рестораны, кафе) загрузка неравномерная, зато есть плюсы: стабильность, питание и возможность отдохнуть. Не все готовы носиться с тяжелой сумкой весь день, людям нужно время перевести дух и поесть», — отметил предприниматель.
По словам Мутовина, компания готова брать на работу подростков:
«Почему нет? Ребята сознательные, хотят заработать, помочь семье. Мы рады дать им возможность — и нормальные карманные деньги, и первый трудовой опыт», — добавил он.
Рост спроса на курьеров наблюдается с 2020 года, когда во время пандемии доставка стала одним из ключевых направлений бизнеса. Представитель маркетплейса цветов и подарков Flowwow Валерий Пятаев считает, что теперь «гонка за курьерами» идет круглый год.
«Если раньше всплеск наблюдался только в праздники, то теперь конкуренция за исполнителей постоянная. Российский рынок держит высокую планку: доставка в 15–30-минутные окна — уникальная черта даже по мировым меркам», — подчеркнул он.
По словам Мутовина, в декабре нагрузка возрастает настолько, что компании шутят: «У цветочников 8 Марта — один день, а у курьеров — весь декабрь».
«Это время, когда курьеры могут заработать за месяц, как за год. Конкуренция за них жесточайшая, и, конечно, ставки растут. Мы тоже планируем поднять оплату — примерно через 10 дней объявим новые условия на декабрь», — рассказал Мутовин.
Что касается автоматизации, по словам предпринимателя, беспилотная доставка пока далека от массового внедрения:
«Теоретически дроны — интересная идея, но пока роботы, которые ездят по улицам, требуют, чтобы клиент сам спускался за заказом. Я бы предпочел робота с ногами, который принесет заказ прямо домой», — пошутил Мутовин.
Руководитель управления счастьем партнеров сервиса «Купер» Ульяна Рассказова отмечает, что спрос на доставку начинает расти еще осенью.
«К декабрю объем заказов увеличивается лавинообразно: от лекарств и еды до подарков, косметики и елок. Компании стараются удержать курьеров — предлагают скидки на топливо, компенсацию медкниг, удобные условия и гибкий график. Курьерская работа не требует специального образования, но дает свободу и возможность регулировать нагрузку», — пояснила она.
В «Много лосося» добавляют, что удержание персонала — не только вопрос денег.
«Мы стараемся обеспечить комфорт: питание, зону отдыха, теплую форму, помощь с транспортом. Консультируем по новым требованиям к велосипедам, помогаем найти сервис и аренду. Люди чувствуют заботу — и это часто важнее, чем надбавка», — отметил Мутовин.
По его словам, команда компании, включая руководство, регулярно сама выходит «в поля».
«Раз в квартал весь офис работает курьерами. Это помогает понимать клиента. В декабре тоже выходим, потому что это самый напряженный месяц года. В 2023-м я сам стоял на кухне, видел, как курьеры зарабатывали «по два косаря» за доставку — тогда действительно шла борьба за каждого. Таким я запомнил декабрь 2023-го — «кровавый» месяц в хорошем смысле. Прошлый декабрь, 2024-го года, был уже прохладнее. Думаю, это первый признак того, что в целом год будет поспокойнее. Посмотрим, каким окажется этот декабрь — он станет показателем для всей экономики, не только для нас, ведь сегодня за курьеров борются все», — рассказывает предприниматель.