Перейти к основному контенту
Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Выживают яркие и системные: как устроен рынок моды в 2025 году

Отрасль моды стремительно меняется. Спрос смещается, потребитель становится осмотрительнее, а ставка на маркетинг без проверки гипотез становится фатальной для молодых брендов
Выживают яркие и системные: как устроен рынок моды в 2025 году

В новом выпуске передачи «Дело говорит» обсудили, как трансформируется фешен-рынок в России. Что сегодня влияет на поведение покупателей? Почему закрываются молодые бренды? Какие стратегии помогают удержаться на плаву, а какие — ведут к краху? Разобраться помог руководитель Т-Data в «Т-Бизнесе» Максим Савченко.

В передаче «Дело говорит» беседуют двое: искусственный интеллект, собравший ключевые факты об отрасли, и эксперт — профессионал с практическим опытом. Ниже — полная текстовая версия их разговора.

ИИ — голос модной индустрии: «Средний чек растет за счет ценности продукта, а не импульса потребителя»

Мы — модная индустрия. Выглядим ярко, но живем сложно. Покупатели стали осторожнее: тратят меньше и выбирают осознаннее. Средний чек растет за счет ценности продукта, а не импульса потребителя. В брендах ценовой категории выше среднего женщин больше всего — их доля достигает 93%. Такие покупательницы обычно более внимательно относятся к выбору одежды и обуви и чаще предпочитают покупать только одну вещь за раз.

Российские бренды усиливают позиции: их доля в покупках достигла 15%. Удовлетворенность клиентов выросла до рекордных 93%, в премиум-сегменте — до 96%. Вместе с ростом трат на фешен-товары растут и доходы покупателей. За два последних года средние доходы клиентов масс-маркета выросли на 57%, а у клиентов среднего сегмента — в среднем в два раза.

Но внутри отрасли растет давление. Около двух третей рынка одежды и обуви приходится на нелегальную или несертифицированную продукцию. Сырье, логистика, маркировка, налоги — все дорожает. Малые бренды часто не доживают до второго года работы, потому что рентабельность падает, а конкуренция растет. Крупные игроки держатся за счет инвестиций в качество, сервис и маркетинг.

Новая экономика потребления делает нас гибче. Молодежь до 25 лет выбирает оплату частями — почти половина покупок в премиум-сегменте совершается через сервисы рассрочки. Это открывает доступ к дорогим брендам для более широкой аудитории. Деление оплаты на доли позволило приобретать больше одежды и обуви за одну покупку.

Онлайн-шоппинг популярен, но офлайн по-прежнему важен: покупателям нужны эмоции, сервис, уникальный клиентский опыт.

Мы ищем баланс между ценой и качеством, офлайном и онлайном, трендами и долгосрочной лояльностью. Мы видим перспективы в омниканальных продажах, коллаборациях и технологичном производстве.

Максим Савченко: «Порог входа очень высокий, как и цена ошибки при запуске»

Рынок действительно яркий, но сложный. Если смотреть на него через поведение покупателей и цифры, то главная причина, почему каждый второй молодой бренд не доживает до второго года, — это не отсутствие денег, а то, что они «сжигаются» из-за непроверенной бизнес-модели.

Стандартные ошибки:

  • запуск широкой линейки без проверки спроса;
  • расчет цены от желаний, а не от юнит-экономики;
  • полная ставка на маркетплейсный трафик.

Все это ведет к высокой, порой неподъемной стоимости привлечения и низкому LTV (lifetime value, или пожизненная ценность клиента, — это прибыль, которую компания получает от одного клиента за все время его взаимодействия с брендом. — РБК).

Согласно нашим данным, новых брендов появляется меньше, чем год назад, и это косвенно подтверждает, что порог входа очень высокий, как и цена ошибки при запуске.

Покупатель стал рациональнее. Он приходит за качеством, выбором и сервисом, а не просто за логотипом. Поэтому программы привлечения и лояльности работают, но только как дополнение к базовым вещам — оригинальности товара, удобной доставке и эмоциям от покупки. Все это делает жизнь стартапов еще сложнее. Теперь им нужно быть одновременно и надежными, и яркими, и узнаваемыми.

Почти половина покупателей предпочитают знакомые бренды. Удержать P&L (Profit and loss statement — метрика, показывающая прибыль и убытки компании за определенный период. — РБК), когда производство дорожает, а клиент экономит, — это не про то, как всеми силами не поднять прайс. Это про смещение ценности. Вот что может помочь:

  • Сократить хвост ассортимента и тестировать спрос капсулами и предзаказами, а глубину закупки строить по факту скорости продаж.
  • Перенести часть цены из товара в сервис: доставка, гарантии, бесшовный возврат. Люди готовы за это платить, и это растит конверсию без точечных скидок. 74% покупателей готовы оплачивать доставку.
  • Ввести персонализацию на базе историй покупок. Самые эффективные механики — это точечные индивидуальные офферы и тест-продукты, а не общие скидки на следующую покупку.
  • Добавить оплату частями — как мост через психологическую цену. За последний квартал 2025 года рынок оплат долями у крупнейших сервисов кратно прибавил во всех сегментах клиентов. И для обеспеченных покупателей важность рассрочки даже выше среднего по рынку.
  • Реализовывать омниканальную стратегию. Люди одновременно живут и в онлайне, и в оффлайне. Доля независимого ретейла, несмотря на развитие маркетплейсов, остается значительной. Единая корзина и мобильный путь до оффлайн-точки — это норма рынка. Значит, нужно создавать единый опыт, единые цены, единые персональные правила, и это выгоднее, чем воевать «канал против канала».
  • Вкладываться в алгоритмическое ценообразование и закупки. Связка данных о продажах, погоде, трендах, мониторинг цен конкурентов — все это поднимает маржинальность компаний и помогает не держать лишние запасы.
  • Искать рентабельность своей ДНК. Где-то это капсула для закрытия ниш, где-то — ресейл-партнерство, где-то — честный фокус на определенной аудитории.

В сумме рецепт выглядит так: меньше догадок, больше валидации на реальных транзакциях. Меньше скидочных заплаток, больше ценностей в самом продукте и сервисе вокруг него. И максимум усилий в первый опыт с брендом. Там самая большая премия за правильную механику и самый высокий риск «сжечь» бюджет впустую.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Fashion"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 11:44
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 11:44
Кремль счел Стратегию нацбезопасности США залогом переговоров по Украине Политика, 11:45
Перспективные направления развития ИТ-сектора на ближайшие 5 лет РБК х Ростелеком, 11:42
Пекин сообщил о совместных с Москвой военных учениях на территории России Политика, 11:42
На Гавайях произошло извержение вулкана Килауэа. Видео Общество, 11:41
На какие пять важных мелочей вы не обращаете внимания в рабочей перепискеПодписка на РБК, 11:30
В Голливуде увидели риски для индустрии в сделке Netflix и Warner Bros. Общество, 11:28
Экс-боец Bellator заявил о колоссальном уроне от Яна в бою с Двалишвили Спорт, 11:17
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона Спорт, 11:14
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостеронеПодписка на РБК, 11:05
В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки Спорт, 11:00
Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье Общество, 10:57
Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя Общество, 10:51
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45