Перейти к основному контенту
Город⁠,
РАДИО
0

Беспилотное такси в Москве: шаг в будущее или риск на дорогах

Москва запустит беспилотное такси в 2026 году. Об этом сообщил Михаил Мишустин. Как к нововведению отнеслись автоэксперты и таксопарки, разбирались специалисты в эфире Радио РБК. Как подобные инициативы работают в других странах?
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

• [00:00] В 2026 году в Москве стартуют первые поездки беспилотных такси; пока в салоне останутся водитель и испытатель. Инициатива направлена на развитие рынка автономного транспорта.

• [00:41] Эксперты-оптимисты называют это шагом в будущее. Беспилотный транспорт уже работает в Китае и США, технологии развиваются, а «Яндекс» успешно тестирует грузовые перевозки.

• [01:37] Сторонники реалистичного подхода указывают на сложности: плотный трафик, водители-нарушители, неурегулированные вопросы с авариями и ответственностью, особенно в сложных погодных условиях.

• [02:57] Среди рисков отмечаются проблемы кибербезопасности и уязвимость GPS, возможное вмешательство злоумышленников в управление автомобилями.

• [03:17] Противники опасаются потери рабочих мест для водителей такси. Однако в ближайшие годы человек в салоне останется необходим — для решения внештатных ситуаций и контроля действий ИИ.

• [04:46] Мировой опыт показывает: в США беспилотники попадают в аварии, игнорируют знаки, пассажиры могут застрять внутри. Тем не менее, число таких происшествий все же меньше, чем с участием людей.

Москва запустит первое беспилотное такси в 2026 году. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на форуме «Цифровые решения». Инициатива направлена на развитие отечественного рынка автономного транспорта. Первые поездки будут проходить с водителем и испытателем в салоне. По словам Мишустина, практическое внедрение беспилотных технологий в России уже началось. Например, компания «Яндекс» запустила коммерческие грузоперевозки на автономных автомобилях по общедоступным дорогам. Такой опыт уже применяется на маршруте между Москвой и Тулой.

Два лагеря: оптимисты и реалисты

Тема беспилотных такси обсуждается уже не первый год. Аналитики разделяются на два лагеря — сторонников и скептиков. Среди оптимистов — автоэксперт Игорь Маркелов. По его мнению, запуск беспилотных такси — шаг в будущее.

«Хороший тренд. Во многих странах — например, в Китае и США — уже есть беспилотный транспорт. Это интересное решение, которое может сделать такси дешевле и удобнее. «Яндекс», насколько я знаю, давно тестирует такие автомобили по всей Москве и накопил большой опыт. В США, например, «Тесла» ездит на автопилоте и в некоторых ситуациях помогает избежать аварий — порой даже лучше, чем человек», — поделился Маркелов.

Мишустин анонсировал запуск беспилотных такси в Москве
Технологии и медиа
Михаил Мишустин
Однако не все так оптимистично. И именно здесь вступает в силу позиция «реалистов». Особенно в Москве, где движение плотное, водители часто нарушают правила — подрезают, сигналят, обгоняют. Автопилот в таких условиях просто будет ехать по своей полосе, а что произойдет, если кто-то решит ее пересечь, остается вопросом.

Главная проблема, по мнению экспертов, — погодные условия и неясная ответственность за аварии. Об этом говорит учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардаян.

«Риски очевидны. Зимой снег, каша, разметку не видно, во дворах алгоритмы чаще ошибаются. В таких условиях адаптивный круиз-контроль не справляется. Кроме того, трафик смешанный — пешеходы, самокаты, велосипедисты. Еще один вопрос — кто отвечает в случае ДТП? Производитель, оператор? Пока это не урегулировано», — пояснил Мардаян.

Еще один риск — кибербезопасность. Помехи GPS-сигнала и связь особенно актуальны для российских городов. Теоретически систему управления беспилотным такси могут взломать злоумышленники. Как действовать в таком случае, пока не ясно. Эти вопросы еще предстоит проработать на уровне законодательства и систем безопасности.

Потеряют ли работу водители такси?

Это, пожалуй, самый частый аргумент против беспилотных технологий. Однако эксперты уверены: полная автоматизация — дело не ближайших лет. Пока человек в машине необходим — прежде всего для решения внештатных ситуаций.

«Фундаментально ничего не изменится. Уже сегодня «Яндекс» тестирует роботакси в некоторых районах Москвы — и водитель-испытатель по-прежнему сидит за рулем. Кто-то должен контролировать автомобиль и в случае необходимости взять управление на себя. Что делать, если пассажиру станет плохо или произойдет технический сбой? Автомобиль может просто выйти из строя», — рассказал водитель такси и автор канала «Иванов Такси» Степан Иванов.

Кроме того, пассажиры часто сталкиваются с бытовыми ситуациями — не могут найти автомобиль или связаться с водителем. В этих случаях человеческое участие остается обязательным.

Мировой опыт: от ошибок до аварий

В США беспилотные такси уже выходят на дороги — и не без проблем. Так, автомобили компании Waymo попадали в необычные ситуации: «заблудились» в незнакомом районе, начали движение по встречной полосе или игнорировали временные знаки. Пассажиры жаловались, что оказывались заблокированными внутри — машина не позволяла им открыть двери и покинуть салон без помощи техподдержки.

Проблемы случаются и у других производителей. Например, «Тесла», чьи беспилотные автомобили активно используются в США. По статистике, автопилоты Tesla попадают в аварии чаще, чем машины Waymo, несмотря на присутствие ассистентов. Летом 2024 года компанию обязали выплатить более 240 миллионов долларов после смертельного ДТП с включенным автопилотом, произошедшего в 2019 году.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 17:24
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 17:24
Почва для инноваций: как новые удобрения снижают риски агробизнеса Отрасли, 18:32
«Локомотив» крупно обыграл аутсайдера РПЛ Спорт, 18:28
Кибербезопасность как услуга: почему бизнес отдает защиту на аутсорс Тренды, 18:27
В МИДе призвали США удержаться от «сползания» к конфликту с Венесуэлой Политика, 18:14
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:05
В Москве инспектор ДПС остановил фуру с водителем без сознания Общество, 18:03
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Формула комфорта: секреты создания удобной обуви Стиль, 17:46
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Часть Запорожской области осталась без света из-за непогоды Общество, 17:42
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37
ИИ и персонал: как технологизация изменила HR Тренды, 17:36