Беспилотное такси в Москве: шаг в будущее или риск на дорогах
• [00:00] В 2026 году в Москве стартуют первые поездки беспилотных такси; пока в салоне останутся водитель и испытатель. Инициатива направлена на развитие рынка автономного транспорта.
• [00:41] Эксперты-оптимисты называют это шагом в будущее. Беспилотный транспорт уже работает в Китае и США, технологии развиваются, а «Яндекс» успешно тестирует грузовые перевозки.
• [01:37] Сторонники реалистичного подхода указывают на сложности: плотный трафик, водители-нарушители, неурегулированные вопросы с авариями и ответственностью, особенно в сложных погодных условиях.
• [02:57] Среди рисков отмечаются проблемы кибербезопасности и уязвимость GPS, возможное вмешательство злоумышленников в управление автомобилями.
• [03:17] Противники опасаются потери рабочих мест для водителей такси. Однако в ближайшие годы человек в салоне останется необходим — для решения внештатных ситуаций и контроля действий ИИ.
• [04:46] Мировой опыт показывает: в США беспилотники попадают в аварии, игнорируют знаки, пассажиры могут застрять внутри. Тем не менее, число таких происшествий все же меньше, чем с участием людей.
Москва запустит первое беспилотное такси в 2026 году. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на форуме «Цифровые решения». Инициатива направлена на развитие отечественного рынка автономного транспорта. Первые поездки будут проходить с водителем и испытателем в салоне. По словам Мишустина, практическое внедрение беспилотных технологий в России уже началось. Например, компания «Яндекс» запустила коммерческие грузоперевозки на автономных автомобилях по общедоступным дорогам. Такой опыт уже применяется на маршруте между Москвой и Тулой.
Два лагеря: оптимисты и реалисты
Тема беспилотных такси обсуждается уже не первый год. Аналитики разделяются на два лагеря — сторонников и скептиков. Среди оптимистов — автоэксперт Игорь Маркелов. По его мнению, запуск беспилотных такси — шаг в будущее.
«Хороший тренд. Во многих странах — например, в Китае и США — уже есть беспилотный транспорт. Это интересное решение, которое может сделать такси дешевле и удобнее. «Яндекс», насколько я знаю, давно тестирует такие автомобили по всей Москве и накопил большой опыт. В США, например, «Тесла» ездит на автопилоте и в некоторых ситуациях помогает избежать аварий — порой даже лучше, чем человек», — поделился Маркелов.
Однако не все так оптимистично. И именно здесь вступает в силу позиция «реалистов». Особенно в Москве, где движение плотное, водители часто нарушают правила — подрезают, сигналят, обгоняют. Автопилот в таких условиях просто будет ехать по своей полосе, а что произойдет, если кто-то решит ее пересечь, остается вопросом.
Главная проблема, по мнению экспертов, — погодные условия и неясная ответственность за аварии. Об этом говорит учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардаян.
«Риски очевидны. Зимой снег, каша, разметку не видно, во дворах алгоритмы чаще ошибаются. В таких условиях адаптивный круиз-контроль не справляется. Кроме того, трафик смешанный — пешеходы, самокаты, велосипедисты. Еще один вопрос — кто отвечает в случае ДТП? Производитель, оператор? Пока это не урегулировано», — пояснил Мардаян.
Еще один риск — кибербезопасность. Помехи GPS-сигнала и связь особенно актуальны для российских городов. Теоретически систему управления беспилотным такси могут взломать злоумышленники. Как действовать в таком случае, пока не ясно. Эти вопросы еще предстоит проработать на уровне законодательства и систем безопасности.
Потеряют ли работу водители такси?
Это, пожалуй, самый частый аргумент против беспилотных технологий. Однако эксперты уверены: полная автоматизация — дело не ближайших лет. Пока человек в машине необходим — прежде всего для решения внештатных ситуаций.
«Фундаментально ничего не изменится. Уже сегодня «Яндекс» тестирует роботакси в некоторых районах Москвы — и водитель-испытатель по-прежнему сидит за рулем. Кто-то должен контролировать автомобиль и в случае необходимости взять управление на себя. Что делать, если пассажиру станет плохо или произойдет технический сбой? Автомобиль может просто выйти из строя», — рассказал водитель такси и автор канала «Иванов Такси» Степан Иванов.
Кроме того, пассажиры часто сталкиваются с бытовыми ситуациями — не могут найти автомобиль или связаться с водителем. В этих случаях человеческое участие остается обязательным.
Мировой опыт: от ошибок до аварий
В США беспилотные такси уже выходят на дороги — и не без проблем. Так, автомобили компании Waymo попадали в необычные ситуации: «заблудились» в незнакомом районе, начали движение по встречной полосе или игнорировали временные знаки. Пассажиры жаловались, что оказывались заблокированными внутри — машина не позволяла им открыть двери и покинуть салон без помощи техподдержки.
Проблемы случаются и у других производителей. Например, «Тесла», чьи беспилотные автомобили активно используются в США. По статистике, автопилоты Tesla попадают в аварии чаще, чем машины Waymo, несмотря на присутствие ассистентов. Летом 2024 года компанию обязали выплатить более 240 миллионов долларов после смертельного ДТП с включенным автопилотом, произошедшего в 2019 году.