Мошенничества с жильем пенсионеров: новые схемы и судебные риски
• [00:01] Волна мошенничеств с недвижимостью пожилых: злоумышленники используют доверие и психологическое давление, иногда привлекая родственников, чтобы организовать продажу квартир.
• [00:25] Распространены схемы со звонками якобы от ФСБ, прокуратуры или СК — пожилых убеждают срочно продать квартиру «для операции», фактически сталкивая их с мошенниками.
• [00:49] Росреестр и другие ведомства предупреждают: многие пожилые становятся жертвами, невольно участвуя в схемах лишения собственности через манипуляции и подставные сделки.
• [01:28] Родственники нередко вовлечены в попытки признать сделки недействительными, что приводит к затяжным судебным спорам между покупателями и семьями пострадавших.
• [01:38] Пример: пенсионерка продает квартиру ниже рыночной цены, получает деньги, родственник пытается оспорить сделку — суд встает на сторону добросовестного покупателя. В целом правоприменение остается непредсказуемым.
• [02:38] Для защиты: регулярные проверки ЕГРН, использование кадастровой карты, запрет на сделки без личного участия, недопустимость передачи персональных данных и паспортов.
• [03:22] Резонансные дела, вроде истории Ларисы Долиной, не гарантируют сохранности недвижимости: по статистике, исход споров примерно 50/50 — между возвращением жилья пенсионерам и признанием прав покупателей.
Риэлторы в открытую заговорили о волне мошенничеств с жильем пожилых людей. Речь идет либо о случаях с вовлечением родственников и последующим оспариванием таких сделок в суде, либо о вымогательстве жилья под видом сотрудников спецслужб, рассказывает старший партнер риэлторской компании «Высоцкий Эстейт» Сергей Смирнов.
«Пенсионеры, а иногда даже просто одинокие люди, которые владеют имуществом, получают звонки — либо в Telegram, либо в WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России). Звонящие представляются сотрудниками разных организаций: иногда ФСБ, иногда Следственного комитета, иногда прокуратуры. Им начинают говорить, что нужно продать квартиру — якобы идет спецоперация, чтобы помочь разоблачить группу мошенников. На самом деле именно так действуют сами мошенники», — говорит Смирнов.
«В Росреестре, который регистрирует сделки с жильем, знают о таких случаях и стараются им противостоять», — отмечает пресс-секретарь Управления Росреестра по Москве Ирина Березенко.
«Конечно, есть ситуации, когда человек вовсе не собирался продавать или покупать недвижимость, но обманными действиями оказался вовлечен в преступную схему. Поддавшись влиянию мошенников, правообладатель квартиры собственными руками лишает себя имущества. Особенно восприимчивыми к подобным схемам оказываются пожилые люди. С помощью телефонных звонков и сообщений в мессенджерах злоумышленники под видом сотрудников органов власти убеждают в том, что с их собственностью совершается противозаконная сделка», — говорит Ирина Березенко.
С другой стороны, в схемах с признанием сделок пожилых людей недействительными иногда оказываются вовлечены и родственники, продолжает Сергей Смирнов:
«Весной 2024 года к нам в офис пришла бабушка и предложила заняться продажей ее квартиры в Филях. Она хотела продать быстро и сразу заявила цену в 13 миллионов, хотя рыночная была около 19. На сделке настаивала, просила расчет наличными. В итоге получила деньги на счет ВТБ, а через пару дней позвонила агенту и попросила помочь снять средства.
Потом выяснилось, что у женщины есть сын, который явился в наш офис и обвинил нас в мошенничестве — якобы мы заставили бабушку продать квартиру. После проверки полиция установила, что агентство не имеет отношения к мошенникам. Родственники попытались оспорить сделку, но суд признал покупателей добросовестными. Весной 2025 года решение вступило в силу: сделка осталась в силе».
Как обезопасить недвижимость от мошенников, рассказывают в столичном Росреестре.
«Защититься помогут актуальные данные в ЕГРН. Нужно собрать и внимательно изучить правоустанавливающие документы на недвижимость. С помощью публичной кадастровой карты проверить, присвоен ли объекту кадастровый номер. Также необходимо регулярно заказывать выписку из ЕГРН — ее можно получить на портале Госуслуг. Кроме того, рекомендуем внести в госреестр запись о невозможности совершения сделок без личного участия правообладателя. Еще одна мера — не раскрывать персональные данные и не передавать паспорт третьим лицам. И, конечно, нельзя подписывать документы, не прочитав их», — объяснила Ирина Березенко, пресс-секретарь Московского управления Росреестра.
Волна судебных дел с оспариванием сделок с недвижимостью пожилых людей получила огласку после инцидента с Ларисой Долиной. Недавно народной артистке России удалось через суд вернуть свою квартиру, проданную под влиянием мошенников. Но, как отмечают эксперты, это не гарантирует аналогичных исходов для других пострадавших.
«Сейчас у судов нет единой позиции. Дело Долиной действительно стало медийным, но пока статистика такова: примерно 50% дел решаются в пользу добросовестных покупателей, а 50% — с возвратом квартир пенсионерам, которых считают пострадавшими. В итоге покупатели нередко остаются ни с чем», — резюмировал Сергей Смирнов из «Высоцкий Эстейт».