Петербург и Калининград свяжет новая линия морских контейнерных перевозок
• [00:36] Рост контейнеризации направления Петербург — Калининград на 25%, объем будет продолжать расти.
• [01:29] Ограничения на сухопутных границах — один из мощных лимитирующих факторов, развитие морского транспорта — приоритетная вещь, на которой необходимо сосредоточиться.
• [01:56] Меняется объем перевозимых грузов. Российские товары, которые продаются в Калининградской области, очень востребованы туристами из европейских стран.
• [02:54] Ценообразование на перевозку грузов выстраивается исключительно по рыночным принципам. Существуют субсидии на перевозку определенных товаров, субсидии надо выделять грузовладельцам.
• [03:55] Рынок сложный, но важный, оптимальные типы судов для работы на направлении Петербург-Калининград.
Татьяна Копылова, обозреватель
— Алексей, как в целом можно оценить развитие морских контейнерных линий между Петербургом и Калининградом? Например, в периоде с 2022 года? В чем здесь основные сложности, какие-то подводные камни?
Алексей Гагаринов, генеральный директор компании C-Shipping
— Именно с 2022 года и началась контейнеризация этого направления. Оно выросло в среднем на 25% — и это до конца 2024 года, причем, и в 2025 ожидается еще рост. И это, в общем, будет продолжаться. Как известно, с 2022 года данное направление находится в федеральном приоритете, потому что в Калининградской области живут такие же, как мы с вами, люди, которые хотят жить такой же, как и мы, жизнью, ходить в магазины, покупать автомобили, строить дома.
— Вы упомянули о том, что по итогам 2025 года тоже будет рост. Как бы вы его на данный момент оценили, и можно ли делать какие-то прогнозы на рост уже в 2026 году?
— Знаете, очень сложно сказать. По крайней мере, есть определенные предпосылки для роста, и они связаны в том числе, по моему мнению, с теми рисками, которые мы сейчас в перспективе можем увидеть. Уже были заявления официальных лиц Литвы о том, что возможно даже перекрытие наземных погранпереходов с Калининградской областью. В транспортном процессе это один из мощных лимитирующих факторов, поэтому развитие морского транспорта — это приоритетная вещь, и мы должны максимально на этом сосредоточиться.
— Если говорить о перемещаемых грузах, как можно оценить их объем? Что это за грузы, меняется ли, может быть, их состав?
— Состав, как правило, не меняется, меняется их объем. И вы знаете, кстати, очень интересная история: оказывается, российские товары, которые продаются в Калининградской области, очень востребованы туристами из европейских, теперь уже недружественных стран. Они приезжают и буквально скупают продукты, потому что это дешевле и вкуснее, говорят. То есть мы, получается, еще и кормим наших европейских
соседей. И это, конечно, увеличивает объем. В нашем случае мы говорим о перевозке груза высокой степени переработки, который осуществляется в контейнерах. И этот объем растет. А в настоящее время также возобновляется объем перевозки комплектующих
для автомобилей, которые будут собираться на заводе «Автотор» в Калининградской области.
— Тут возникает очень важный вопрос о тонкостях ценообразования. Как формируется цена перевозки груза? Должны ли здесь применяться сезонные коэффициенты? И самое главное — будут ли эти цены доступны сегменту МСП?
— В Санкт-Петербурге существует летняя навигация, существует зимняя навигация, то есть, она осуществляется круглогодично. И здесь ценообразование выстраивается совершенно по другим принципам — исключительно по рыночным. Существуют субсидии на перевозку определенных товаров в рамках федеральной программы поддержки. Но они не постоянны, то есть на сегодняшний день, насколько я знаю, субсидии закончились, вероятно, какие-то новые будут. Но это очень спорная история: по мнению участников рынка, это не только мое мнение, изначально, еще в 2022 году, когда возникла идея о выделении субсидий
на перевозку определенных товаров в Калининградскую область, эта льгота предоставлялась перевозчикам. Но эти субсидии надо всё-таки выделять грузовладельцам. Это будет рациональнее.
— Уже в первой декаде ноября будет запущена новая контейнерная
линия между Петербургом и Калининградом Balt Gulf Line. Как создавался и готовился этот проект, какие первоначальные ожидания и планы?
— Я лично Калининградской областью занимаюсь с 2010 года, там была достаточно сложная перевозка, и как-то вот оно дальше и продолжилось. Второй этап был в 2022 году, буквально в марте, еще до того, как Евросоюз впервые перекрыл сухопутную границу. Тогда мы увидели, что это то, на что надо обратить внимание, что надо развивать. Тот год был достаточно сложным, и тогда возникла идея постановки флота на линию с Калининградской областью, но немножко в другом ракурсе. Это должно было быть судно «КонРо», которое перевозило бы и автомобили, и контейнеры, но тогда этого сделать не получилось. Может быть, и хорошо, что не получилось. Сейчас эта история уже более выверенная. И сейчас нам повезло выбрать то судно, которое, по нашему мнению, оптимально для работы на этом направлении, а дальше посмотрим. Как говорится, рынок интересный, сложный, но он важный.