Как малому бизнесу развиваться в условиях турбулентности в 2025 году
Новый выпуск программы «Дело говорит» посвящен малому бизнесу. Как изменился портрет предпринимателя, почему маркетплейсы уже не «золотая жила» для новичков и какие инструменты действительно работают в 2025 году? Эксперт выпуска — Егор Раннев, руководитель управления развития малого бизнеса.
В передаче «Дело говорит» беседуют двое: искусственный интеллект, собравший ключевые факты об отрасли, и эксперт — профессионал с практическим опытом. Ниже — полная текстовая версия их разговора.
ИИ-голос малого бизнеса: «Мы не боимся начать, но нам важно чувствовать опору»
Мы — малый бизнес России. Нас 6 млн 450 тыс. активных предпринимателей и ИП по всей стране. Мы создаем рабочие места, составляем 40% занятости в стране, а в мегаполисах — все 60%. Мы двигаем экономику, развиваемся, несмотря на давление, и знаем цену каждому дню работы.
За 2024 год малый и средний бизнес заработал больше 29 трлн руб. — это +15% к предыдущему году. Мы не просто выживаем, мы адаптируемся. Кто-то расширяется — таких сегодня 22%. Большинство — 70% — удерживает позиции, несмотря на скачки аренды, рост закупочных цен и жесткую конкуренцию. Каждый шаг мы делаем за свой счет или через льготное кредитование. Да, дорого. Но мы работаем.
Онлайн стал нашей новой ареной, маркетплейсы — витриной. Разработка закона о платформенной экономике должна регулировать отношения на маркетплейсах. Для малого бизнеса это новые возможности, но и новые требования. Мы идем в регионы, где еще недавно не было спроса. Но сейчас конкуренция там бешеная, логистика дорогая, а правила игры только формируются.
Мы — это в основном женщины, молодежь, самозанятые, франчайзи. Сегодня каждый четвертый предприниматель — до 35 лет. Женщины запускают бизнесы в сфере услуг, еды, красоты. Мы работаем в новых форматах, строим свое дело с нуля или покупаем франшизы — их количество выросло на 18%. Мы не боимся начать, но нам важно чувствовать опору.
Нам не хватает людей. Не потому что их нет, а потому что конкурировать с корпорациями за кадры все труднее. Зарплаты, бонусы, соцпакеты — все это часто не по карману малому бизнесу. Зато у нас есть гибкость, идеи и драйв.
Наши цели просты: развиваться, выходить на новые рынки, инвестировать в технологии. При всех сложностях мы видим рост — в цифрах, в спросе, в новых лицах. Мы здесь чтобы работать, масштабироваться и строить новое деловое будущее России.
Егор Раннев: «Устойчивость малого бизнеса зависит от того, насколько эффективно предприниматель управляет своей моделью»
Действительно, онлайн-торговля и маркетплейсы стали ключевыми каналами для малого бизнеса. Сегодня примерно каждая третья покупка совершается онлайн — отсюда и высокая привлекательность этого рынка.
Главное преимущество онлайн-торговли — невысокий порог входа. Бизнесу чаще всего не требуются инвестиции в крупные активы, а нужны оборотные средства для операционной деятельности. Поэтому на рынке e-commerce особенно востребованы быстрые и удобные кредиты. В «Т‑Бизнесе», например, мы анализируем продажи со всех площадок, чтобы точнее попадать в потребности клиентов, и выдаем оборотный кредит буквально за две минуты.
Конкуренция на маркетплейсах растет. Выигрывают предприниматели, которые умеют анализировать продажи, считать юнит-экономику, оптимизировать карточки товаров, работать с отзывами и SEO. Из-за этого растет спрос на сервисы, которые помогают бизнесу справляться с этими задачами.
Мы, например, развиваем сервис «Селлер», который в одном окне помогает следить за продажами и прибылью, а также автоматизирует процессы с помощью искусственного интеллекта.
Для независимого e-commerce на первый план выходит качество пользовательского опыта — от сайта и удобной оплаты до быстрой доставки. Сегодня уже недостаточно просто запустить рекламу и настроить корзину. Требуются эффективные решения, чтобы создавать пользовательский путь высокого качества. Именно поэтому в «Т‑Бизнесе» мы развиваем конструктор сайтов, сервис приема платежей, инструменты для разных сценариев оплаты, T-Pay и T-ID для повышения конверсии на сайте.
При высокой ключевой ставке особенно остро стоит вопрос доступности кредитов. Малому бизнесу важно, чтобы одобрение было быстрым, простым и без бумажной волокиты. Мы в «Т‑Бизнесе» упрощаем процесс: часть клиентов, даже без открытия расчетного счета у нас, получают готовые предложения по сумме и сроку кредита еще до подачи заявки. Также становится особенно актуальным использование других кредитных инструментов с хорошим обеспечением — от факторинга (по дебиторской задолженности) до лизинга (на автомобили и оборудование).
Привлечение клиентов остается ключевым вызовом для бизнеса. Рынок рекламы меняется: часть привычных площадок ушла, а стоимость привлечения растет. Поэтому сегодня особенно востребованы новые инструменты продвижения. В «Т‑Бизнесе» мы развиваем собственную рекламную платформу, благодаря которой предприниматели могут продвигать свои товары на аудиторию в 50 млн наших клиентов. Покупатели, в свою очередь, получают кэшбэк и бонусы.
В итоге устойчивость малого бизнеса сегодня зависит от того, насколько эффективно предприниматель управляет своей моделью. Оптимизация процессов, цифровизация и использование новых инструментов позволяют не только выживать, но и расти — даже в непростых условиях.