В Kept ждут роста числа конфликтов между бизнесом и налоговой
• [00:12] Бизнес обеспокоен нестабильностью налогового законодательства, ростом административной нагрузки, новыми требованиями к отчетности и повышением налогов, что негативно влияет на инвестиционные планы.
• [00:44] Контрольные мероприятия ФНС, в том числе предпроверочный налоговый контроль без законодательных гарантий, отнимают у компаний дополнительные ресурсы и время.
• [01:57] Бизнесу рекомендуется не только отслеживать принятые законы, но и анализировать законопроекты; крупные компании уже формируют отдельные подразделения для мониторинга, однако для малого бизнеса такой подход недоступен.
• [03:00] Для малого бизнеса новые требования к отчетности и необходимость внедрять цифровые формы становятся критическими: многие могут не выдержать нагрузку и уйти в тень или свернуть деятельность.
• [03:42] Снижение порогов по налоговым режимам приводит к росту серого и черного рынка: малые игроки нередко не в силах соответствовать требованиям и уходят от налоговой отчетности.
• [05:22] Усиление контроля за «дроблением» может затронуть даже типичный семейный бизнес. Число конфликтов из-за трактовки деятельности вырастет, однако количество официальных споров и жалоб, вероятно, снизится.
Заметили ли вы рост спроса на ваши услуги, на консультации после того, как Минфин представил пакет поправок?
Михаил Орлов, партнер Kept, руководитель департамента налогового и юридического консультирования
А что в последнее время волнует бизнес? Первое — это нестабильность налогового законодательства. Вторая проблема — то, что административная нагрузка на бизнес все больше увеличивается: появляется дополнительная отчетность, новые требования, идет постоянная донастройка технологических решений, меняются форматы и цифры, формы документов, которые нужно представлять.
Особенно это заметно, когда речь идет о проведении контрольных мероприятий, в частности о так называемом предпроверочном налоговом контроле, который налоговым кодексом не предусмотрен, но требует от налогоплательщика активного диалога с налоговыми органами: представления документов, пояснения позиций и так далее. Конечно, это отнимает у бизнеса много сил и времени, но при этом никакими гарантиями или мерами защиты интересов налогоплательщика не обладает, поскольку эта мера прямо не указана в налоговом кодексе. Сейчас, в принципе, не слишком модно обращать внимание на такие тонкости.
И третья проблема — это возрастающая фискальная нагрузка на бизнес. В прошлом году было повышение НДФЛ, повышение налога на прибыль. На этом фоне, когда бизнес видит очередной пакет поправок, он, мягко говоря, расстроен и понимает, что тренд на увеличение фискальной нагрузки, по всей видимости, сохранится.
Давайте смоделируем ситуацию. Я — бизнес. Я прихожу к Михаилу Орлову и спрашиваю: «Михаил, что я могу предпринять, чтобы эта нестабильность налоговой системы меньше подрывала мои инвестиционные планы?»
Трудно дать однозначный ответ. Нужно очень внимательно следить не только за законами, но и за законопроектами. Я знаю, что крупные налогоплательщики, с которыми мы работаем, содержат серьезные подразделения, занимающиеся мониторингом налогового законодательства.
Второй момент — параллельно с корректировкой законодательства государство предлагает ряд инструментов поддержки: преференциальные режимы, различные льготы, в том числе инвестиционные. Напомню, что участники СЗПК, заключившие соглашение о защите капиталовложений, не подпали под повышение налога на прибыль и в 2025 году по-прежнему уплачивают налог по ставке 20%.
Налоговые поправки касаются в том числе тех, кто работает по упрощенной системе. Я с трудом представляю, что в штате у такого предпринимателя появится человек, который будет следить за законопроектами и, условно говоря, понимать, «куда дует ветер».
Совершенно верно. Мы в меньшей степени общаемся с малым бизнесом, для которого эта проблема стоит особенно остро. Малый бизнес может просто не выжить после этих изменений, потому что введение электронных счетов-фактур, журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, сдача отчетности — все это требует колоссальных усилий и профессиональных компетенций. А малый бизнес, как правило, состоит из двух-трех человек, где владелец — он же директор, он же грузчик, он же продавец.
Правильно ли мы понимаем, что теперь есть риск ухода российского бизнеса в серую зону?
Я думаю, что он уйдет не только в серую, но и в черную зону. Полагаю, что авторы реформы оценивали такой риск. Я не поверю, что этот вопрос не поднимался на заседаниях правительственных комиссий. Но сейчас, скажем, какой-нибудь маленький магазин Роспотребкооперации в удаленном районе — ну не будет он вести тот учет и ту отчетность, которые от него требуют. Но продукты доставлять он должен. И с учетом того, что ресурсов налоговой службы, скорее всего, не хватит для тотального контроля за малым бизнесом, часть предпринимателей уйдет в тень.
Минфин отмечает, что основная логика снижения порога с 60 до 10 млн руб. — борьба с дроблением.
С дроблением можно эффективно бороться, только если полностью убрать преференциальные режимы. Пока остается хоть какая-то преференция, возникает соблазн.
Но скептики скажут: компании с выручкой 50 млн руб. не будут же дробиться на пять частей?
Если вчера у нас была компания с выручкой 60 млн руб., и ей было невыгодно делиться на пять юридических лиц, то теперь у нас есть компании с выручкой 20 млн руб., которые раньше не думали о дроблении, потому что попадали под преференциальный режим. Теперь и они встанут в очередь за оптимизацией, в том числе за счет дробления.
Хотел спросить: не возникли ли перегибы на местах? Где бизнес может бессознательно столкнуться с издержками?
Очень часто под дробление попадает обычный семейный бизнес. Например, муж занимается автомастерской, жена — парикмахерскими услугами. Можно ли считать, что они дробятся? Думаю, что нет. Но вполне возможно, что особо ретивые инспекторы увидят в этом элемент дробления, чтобы заработать себе очередную грамоту. 21 ноября — День налоговой службы, в этом году еще и юбилей, 35 лет. Инспекторы, конечно, готовятся и хотят продемонстрировать свою эффективность. Другое дело, что Федеральная налоговая служба слышит жалобы бизнеса.
В следующем году количество споров предпринимателей с налоговой станет больше — да или нет?
Давайте так: количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговым органом, очевидно, возрастет. А вот количество формальных споров — когда назначается проверка, подается апелляционная жалоба, принимается решение по апелляции — я думаю, будет сокращаться.