Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Новые маршруты и технологии: как изменилась отрасль логистики в 2025 году

Транспортная отрасль будто едет в непогоду по скользкой трассе — осторожно, напряженно, но не останавливаясь. Объемы рынка падают, расходы растут, прежние схемы не актуальны, и нужно искать новые пути развития

Почему старые сценарии перестали работать, какие маршруты становятся приоритетными и за счет каких цифровых инструментов удается удерживаться на плаву? Об этих и других трендах в отрасли логистики поговорили с Максимом Савченко, руководителем Т-Data.

В передаче «Дело говорит» беседуют двое: искусственный интеллект, собравший ключевые факты об отрасли, и эксперт — профессионал с практическим опытом. Ниже — полная текстовая версия их разговора.

ИИ-голос логистики: «Сильные обновляют автопарк и инвестируют в технологии»

Мы — отрасль логистики. Мы соединяем города, страны и рынки, обеспечивая движение товаров и ресурсов. В 2024 году мы заработали больше, чем в 2023-м. Но начало 2025-го окатило нас холодным душем. Прежние схемы больше не работают. Маршруты меняются, расходы растут, а конкуренция за грузы становится острее.

Объемы автоперевозок из Китая упали на 30%. Причиной стали накопленные запасы на наших складах, паузы в китайском производстве и слабый спрос внутри страны.

Мы перестраиваем маршруты. Европа закрыта, поэтому идем через Турцию, Иран, Казахстан и Дальний Восток. Железная дорога смещает фокус с угля и массового груза на нефтехимию и металлы.

Логистическая отрасль растет медленнее, чем российская экономика в целом. ВВП вырос на 4,3%, а логистика только на 1,8%. Основная нагрузка ложится на автоперевозки. Это 70% российского рынка. Но здесь мы чувствуем давление сразу с нескольких сторон. Автопарк устаревает, обслуживание дорожает, водителей не хватает. Стоимость аренды складов и транспорта растет быстрее тарифов. Транзакционные издержки увеличились из-за новых маршрутов и рисков санкций. Даже если выручка растет, маржинальность падает. Мы научились зарабатывать больше, но это «дорогие деньги» — каждое лишнее плечо маршрута, каждый час простоя или сбой в оплатах съедает прибыль.

При этом онлайн-торговля подталкивает нас к развитию. Маркетплейсы растут, региональные сети открывают новые пункты выдачи заказов, растет спрос на быструю доставку. Покупатели ждут товар «здесь и сейчас».

Наши задачи понятны: обновить транспорт, удержать кадры, снизить транзакционные расходы, ускорить обработку данных.

Мы видим свое будущее в цифровых технологиях. Цифровые экспедиторы, платформы для поиска грузов, автоматизация маршрутов и документооборота прибавляют нам скорости и прозрачности. Конкуренция высока, слабые уходят. Сильные обновляют автопарк и инвестируют в технологии.

Мы будем развиваться, если сможем сочетать инновации с надежностью, расширять географию маршрутов и работать ближе к клиенту. Если мы адаптируемся к переменам, то останемся прочным каркасом для экономики, даже когда рынок штормит.

Максим Савченко: «Главные педали ускорения — это технологии, дисциплина и доступ к финансированию»

Рынок логистики сейчас похож на магистральный рейс в гололед. Едем, но рулить приходится внимательнее.

В начале 2025 года рынок действительно остыл. Объемы по китайскому направлению просели. Главные причины — дефицит контейнеров, паузы производителей, перегретые складские запасы и конкуренция. Возникает вопрос: как минимизировать риски и влияние внешних причин?

Во-первых, осваивать новые маршруты. Из самых перспективных — Турция, Иран, Каспий, Казахстан и дальневосточные порты. Транспортный коридор «Север–Юг» уже набирает обороты.

Во-вторых, внедрять цифровые инструменты. На горизонте двух-трех лет отрасль называет приоритетными: ЭДО, цифровые биржи грузов и оптимизацию маршрутов с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта. Доля электронных документов растет — с единиц процентов к четверти рынка. А госпроекты стыкуют авто- и ж/д-документооборот.

Добавьте сюда компьютерное зрение, роботизацию складов и более умные WMS-системы. Все это — залог реальной операционной рентабельности. По прогнозам, спрос логистики на цифровые решения будет прибавлять до 20% в год.

В-третьих, следить за рынком. Внутри России продолжается перераспределение под электронную коммерцию и стройку. Железные дороги постепенно смещают фокус на металл- и нефтехимию. Но автоперевозки — по-прежнему рабочая лошадь. 83% тоннажа в России перемещается автотранспортом. Здесь выигрывают короткие плечи и гибкость.

Малому и среднему автоперевозчику держать маржу при дорогом топливе, старом парке и дефиците водителей крайне тяжело. Важна дисциплина юнит-экономики и технологии.

Серебряной пули не существует. Но вот что может помочь:

  • Режьте пустые километры. TMS с динамической маршрутизацией и консолидацией сборных грузов дают минус к пустому пробегу и простоям.
  • Активно используйте все преимущества телематики. Например, предиктивное обслуживание — это дешевле, чем срывы рейсов из-за поломок.
  • Планируйте цены из себестоимости, а не гонитесь за всеми заказами на площадках.
  • Закройте кассовый разрыв. Факторинг и быстрые банковские гарантии работают лучше, чем вечные авансы.

У «T-Бизнеса» есть готовые инструменты: тот самый факторинг, собственные банковские гарантии с выпуском из личного кабинета, ВЭД-платежи и валютный контроль. Все это — про скорость денег и уверенность в тендерах.

И последнее. Логистика растет медленнее экономики, но это не повод тушить свет. Пора перейти к управлению данными и деньгами. Главные педали ускорения — это технологии, дисциплина и доступ к финансированию.

Если коротко, рецепт такой:

  1. Меньше инерции — больше портфельного управления маршрутами.
  2. Меньше бумажного трения — больше цифровых транзакций и ЭДО.
  3. Меньше кассовых разрывов — больше предоплаты и факторинга.

Тогда и гололед переживем, а к сезону отскока получится стать сильнее.

Теги

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 11 ноября
EUR ЦБ: 93,93 (+0,09)
Инвестиции, 01:41
Курс доллара на 11 ноября
USD ЦБ: 81,01 (-0,21)
Инвестиции, 01:41
Умеров заявил, что прибыл в Стамбул для разблокировки процесса обменов Политика, 18:22
ЦБ установил курсы доллара и евро на 12 ноября Инвестиции, 18:21
Маршрут к возможностям: как поддержать бизнес в креативных индустриях Отрасли, 18:19
Важные уровни и переток капитала. О чем говорят индикаторы рынка биткоина Крипто, 18:18
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Певицу Наоко в третий раз арестовали на 13 суток Политика, 18:10
Как бизнес адаптируется к колебаниям рынка коммерческого автотранспорта Отрасли, 18:09
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Запомнить все: 6 советов от гроссмейстера памяти Эда Кука Образование, 18:07
«МегаФон» первым построил телеком-объект в полосе отвода автодороги Пресс-релиз, 18:03
Тайна трех домов. Квест с приключениями РБК и ГАЛС, 17:59
В МИД Азербайджана сообщили о жертвах при крушении самолета ВВС Турции Политика, 17:57
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:56
Госдума приняла закон о едином реестре объектов культурного наследия Недвижимость, 17:55
На борту разбившегося в Грузии самолета находились 20 турецких военных Общество, 17:53