Новые маршруты и технологии: как изменилась отрасль логистики в 2025 году
Почему старые сценарии перестали работать, какие маршруты становятся приоритетными и за счет каких цифровых инструментов удается удерживаться на плаву? Об этих и других трендах в отрасли логистики поговорили с Максимом Савченко, руководителем Т-Data.
В передаче «Дело говорит» беседуют двое: искусственный интеллект, собравший ключевые факты об отрасли, и эксперт — профессионал с практическим опытом. Ниже — полная текстовая версия их разговора.
ИИ-голос логистики: «Сильные обновляют автопарк и инвестируют в технологии»
Мы — отрасль логистики. Мы соединяем города, страны и рынки, обеспечивая движение товаров и ресурсов. В 2024 году мы заработали больше, чем в 2023-м. Но начало 2025-го окатило нас холодным душем. Прежние схемы больше не работают. Маршруты меняются, расходы растут, а конкуренция за грузы становится острее.
Объемы автоперевозок из Китая упали на 30%. Причиной стали накопленные запасы на наших складах, паузы в китайском производстве и слабый спрос внутри страны.
Мы перестраиваем маршруты. Европа закрыта, поэтому идем через Турцию, Иран, Казахстан и Дальний Восток. Железная дорога смещает фокус с угля и массового груза на нефтехимию и металлы.
Логистическая отрасль растет медленнее, чем российская экономика в целом. ВВП вырос на 4,3%, а логистика только на 1,8%. Основная нагрузка ложится на автоперевозки. Это 70% российского рынка. Но здесь мы чувствуем давление сразу с нескольких сторон. Автопарк устаревает, обслуживание дорожает, водителей не хватает. Стоимость аренды складов и транспорта растет быстрее тарифов. Транзакционные издержки увеличились из-за новых маршрутов и рисков санкций. Даже если выручка растет, маржинальность падает. Мы научились зарабатывать больше, но это «дорогие деньги» — каждое лишнее плечо маршрута, каждый час простоя или сбой в оплатах съедает прибыль.
При этом онлайн-торговля подталкивает нас к развитию. Маркетплейсы растут, региональные сети открывают новые пункты выдачи заказов, растет спрос на быструю доставку. Покупатели ждут товар «здесь и сейчас».
Наши задачи понятны: обновить транспорт, удержать кадры, снизить транзакционные расходы, ускорить обработку данных.
Мы видим свое будущее в цифровых технологиях. Цифровые экспедиторы, платформы для поиска грузов, автоматизация маршрутов и документооборота прибавляют нам скорости и прозрачности. Конкуренция высока, слабые уходят. Сильные обновляют автопарк и инвестируют в технологии.
Мы будем развиваться, если сможем сочетать инновации с надежностью, расширять географию маршрутов и работать ближе к клиенту. Если мы адаптируемся к переменам, то останемся прочным каркасом для экономики, даже когда рынок штормит.
Максим Савченко: «Главные педали ускорения — это технологии, дисциплина и доступ к финансированию»
Рынок логистики сейчас похож на магистральный рейс в гололед. Едем, но рулить приходится внимательнее.
В начале 2025 года рынок действительно остыл. Объемы по китайскому направлению просели. Главные причины — дефицит контейнеров, паузы производителей, перегретые складские запасы и конкуренция. Возникает вопрос: как минимизировать риски и влияние внешних причин?
Во-первых, осваивать новые маршруты. Из самых перспективных — Турция, Иран, Каспий, Казахстан и дальневосточные порты. Транспортный коридор «Север–Юг» уже набирает обороты.
Во-вторых, внедрять цифровые инструменты. На горизонте двух-трех лет отрасль называет приоритетными: ЭДО, цифровые биржи грузов и оптимизацию маршрутов с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта. Доля электронных документов растет — с единиц процентов к четверти рынка. А госпроекты стыкуют авто- и ж/д-документооборот.
Добавьте сюда компьютерное зрение, роботизацию складов и более умные WMS-системы. Все это — залог реальной операционной рентабельности. По прогнозам, спрос логистики на цифровые решения будет прибавлять до 20% в год.
В-третьих, следить за рынком. Внутри России продолжается перераспределение под электронную коммерцию и стройку. Железные дороги постепенно смещают фокус на металл- и нефтехимию. Но автоперевозки — по-прежнему рабочая лошадь. 83% тоннажа в России перемещается автотранспортом. Здесь выигрывают короткие плечи и гибкость.
Малому и среднему автоперевозчику держать маржу при дорогом топливе, старом парке и дефиците водителей крайне тяжело. Важна дисциплина юнит-экономики и технологии.
Серебряной пули не существует. Но вот что может помочь:
- Режьте пустые километры. TMS с динамической маршрутизацией и консолидацией сборных грузов дают минус к пустому пробегу и простоям.
- Активно используйте все преимущества телематики. Например, предиктивное обслуживание — это дешевле, чем срывы рейсов из-за поломок.
- Планируйте цены из себестоимости, а не гонитесь за всеми заказами на площадках.
- Закройте кассовый разрыв. Факторинг и быстрые банковские гарантии работают лучше, чем вечные авансы.
У «T-Бизнеса» есть готовые инструменты: тот самый факторинг, собственные банковские гарантии с выпуском из личного кабинета, ВЭД-платежи и валютный контроль. Все это — про скорость денег и уверенность в тендерах.
И последнее. Логистика растет медленнее экономики, но это не повод тушить свет. Пора перейти к управлению данными и деньгами. Главные педали ускорения — это технологии, дисциплина и доступ к финансированию.
Если коротко, рецепт такой:
- Меньше инерции — больше портфельного управления маршрутами.
- Меньше бумажного трения — больше цифровых транзакций и ЭДО.
- Меньше кассовых разрывов — больше предоплаты и факторинга.
Тогда и гололед переживем, а к сезону отскока получится стать сильнее.