Рыночная капитализация компании: что это и для чего нужна инвестору

В этой статье:
Что такое капитализация компании
Капитализация компании (market capitalization, market cap) — это рыночная стоимость всех ее акций, находящихся в обращении. Показатель отражает, в какую сумму инвесторы оценивают компанию и сколько готовы заплатить за нее в текущий момент. Капитализация используется для оценки размера и инвестиционной привлекательности бизнеса, сравнения компаний между собой, а также при формировании фондовых индексов и расчетах мультипликаторов .
Как рассчитать капитализацию компании: формула
Формула для расчета довольно проста:
капитализация = цена одной акции × общее количество акций в обращении
Если у компании есть два типа акций (обыкновенные и привилегированные), то капитализация считается как сумма стоимости обоих видов:
капитализация = (цена обыкновенной акции × количество обыкновенных акций) + (цена привилегированной акции × количество привилегированных акций)
Посмотреть количество акций, находящихся в обращении, можно на официальном сайте эмитента в документах в разделе «Для инвесторов». Обычно эти данные публикуются в отчете о выпуске ценных бумаг .
Пример: ЛУКОЙЛ — у компании только обыкновенные акции.
По итогу закрытия торгов 6 мая одна акция стоит ₽6373,5, а в обращении находится 692 865 762 акций.
Капитализация = ₽6373,5 × 692 865 762 = ₽4,416 трлн.
Пример: «Сургутнефтегаз» — имеет оба типа акций.
По итогу закрытия торгов 6 мая одна обыкновенная акция стоит ₽22,7, привилегированная — ₽51,5. В обращении 35 725 994 705 обыкновенных и 7 701 998 235 привилегированных акций.
Капитализация = (₽22,7 × 35 725 994 705) + (₽51,5 × 7 701 998 235) = ₽810,98 млрд + ₽396,653 млрд = ₽1,208 трлн.
В расчете рыночной капитализации могут возникать нюансы. Как обращает внимание аналитик «Альфа-Инвестиций» Дмитрий Пучкарев, какие-то типы акций могут не торговаться на бирже. Например, на Мосбирже торгуются только привилегированные акции «Транснефти», обыкновенные принадлежат государству, что затрудняет расчет капитализации.
«Кроме того, существует вариант расчета разводненной капитализации, в котором учитываются не только текущие акции в обращении, но и бумаги, которые потенциально могут появиться на рынке в рамках исполнения опционов или конвертации облигаций. Также если одинаковые бумаги одной компании торгуются на разных биржах, то и капитализация может различаться. К примеру, капитализация «Русала» на Московской бирже может быть — ₽500 млрд, а в Гонконге — ₽530 млрд», — объясняет Дмитрий Пучкарев.
Виды компаний по капитализации

Компании принято классифицировать по уровню капитализации — это помогает инвесторам оценить масштаб бизнеса, степень устойчивости на рынке и потенциальные риски. Стандартным ориентиром на фондовом рынке является разделение на высокую, среднюю и малую капитализацию.
Высокая капитализация (large cap)
Компании с высокой капитализацией — это крупные, устойчивые игроки, лидеры своих отраслей. Они характеризуются стабильной прибылью и высоким доверием со стороны инвесторов. Бумаги таких эмитентов называют голубыми фишками .
Признаки компаний с высокой капитализацией:
- рыночная капитализация по мировым меркам от $10 млрд;
- высокая ликвидность акций — большой ежедневный оборот на бирже;
- эмитент входит в ключевые биржевые индексы (например, Мосбиржи, РТС);
- стабильно публикует финансовую отчетность, проводит презентации для инвесторов, имеет прозрачную структуру собственности;
- часто присутствует в СМИ и аналитике брокеров.
Примеры: в России крупнейшими компаниями по капитализации являются Сбербанк, «Роснефть», ЛУКОЙЛ. В мире — Apple, Microsoft, NVIDIA.
Средняя капитализация (mid cap)
Компании со средней капитализацией — это растущие бизнесы с уже сформированной операционной моделью, но еще не достигшие масштаба гигантов.
Признаки компаний со средней капитализацией:
- рыночная капитализация в диапазоне от $2 млрд до $10 млрд;
- умеренная ликвидность акций;
- у эмитента есть потенциал для активного роста и расширения;
- бумаги чаще подвергаются рыночным колебаниям, чем крупные компании.
Примеры: на российском фондовом рынке — «ФосАгро», НЛМК, «Акрон». На мировом — поставщик медицинского оборудования Henry Schein, дистрибьютор стройматериалов TopBuild Corp, производитель промышленного оборудования Crane Company.
Малая капитализация (small cap)
Компании с малой капитализацией — это обычно молодые или нишевые бизнесы, часто представляющие новые или развивающиеся сектора экономики. Такие акции могут давать высокий рост, но и сопровождаются более высокими рисками. К этой же категории относятся и давние игроки рынка, потерявшие свою стоимость или изначально невысоко оцененные инвесторами.
Признаки компаний с малой капитализацией:
- рыночная капитализация менее $2 млрд;
- низкая ликвидность и высокая волатильность акций;
- таким эмитентам сложнее привлекать крупные инвестиции на развитие;
- компании в основном публикуют отчетность только по РСБУ, не раскрывают подробную структуру владения и, как правило, не попадают в аналитику инвестдомов;
- имеют потенциал для бурного роста и одновременно риск для столь же резкого падения.
Примеры: в России — «Группа Позитив», «Промомед», «Группа Астра». В мире — производитель товаров для ремонта Hillman Solutions Corp, энергетическая компания Global Partners.
Что влияет на капитализацию компании

Как отмечает Дмитрий Пучкарев, на капитализацию компании влияет большое количество факторов, самые значимые из которых — это динамика финансовых показателей, макроэкономические и отраслевые условия, перспективы роста, качество корпоративного управления, ликвидность , free-float, дивидендная политика и байбэки.
Рассмотрим чуть подробнее, как внешние и внутренние факторы могут влиять на капитализацию компании.
Внутренние факторы
- Финансовые показатели. Стабильные финпоказатели свидетельствуют об устойчивости бизнеса. Чем выше выручка, прибыль и рентабельность, тем больший интерес инвесторы проявляют к компании. Важным показателем является наличие свободного денежного потока. Взлет и обвал бумаг после публикации отчетности — распространенное явление на бирже. Например, в апреле 2025 года капитализация LVMH снизилась после публикации квартального отчета, не оправдавшего ожиданий аналитиков. Снижение продаж в США и Китае привело к падению акций на 8%, что позволило конкуренту Hermes обогнать LVMH по рыночной стоимости.
- Дивидендная политика. Высокая и стабильная дивидендная доходность делает акции более привлекательными, особенно на фоне роста ключевой ставки. Дивидендный аристократ Сбербанк, который занимает первую строчку в списке самых дорогих компаний России, направляет инвесторам часть прибыли с 2001 года, за исключением 2021 года.
- Стратегия и инновации. Инвесторы оценивают не только текущие финансовые показатели, но и перспективы будущего роста. Ярким примером роста капитализации компании на ожидании результатов является производитель электроавтомобилей Tesla. Его бумаги постепенно росли в 2017–2019 годах, хотя первую прибыль компания заработала только в 2020 году — за тот год ее акции выросли более чем в семь раз.
- Корпоративное управление и прозрачность. Качественное корпоративное управление, понятная структура бизнеса и открытая отчетность повышают доверие инвесторов. Так, в феврале 2022 года капитализация тогда еще нидерландской компании Yandex N.V на Московской бирже снизилась почти в два раза на фоне ухода из бизнеса ряда топ-менеджеров и туманных перспектив по реструктуризации бизнеса. Бумаги начали активно восстанавливаться с 2024 года на фоне новостей о продаже бизнеса в России. Компания провела редомициляцию, зарегистрировала в Калининградской области МКПАО «Яндекс», однако ее котировки пока не восстановились до пиковых значений 2021 года.
Внешние факторы
- Макроэкономическая ситуация. На инвестиционный климат и, соответственно, на капитализацию компаний влияют уровень инфляции, процентные ставки и темпы роста ВВП. В 2024 году Банк России поэтапно повысил ставку с 16% до 21%, что ударило по рынку акций — индекс Мосбиржи за год снизился на 6,97%. Другой пример — обвал акций «Газпрома» на 31,9% в феврале 2022 года на фоне внешнеполитического шока, риска потери экспортных направлений из-за санкций и ухода с рынка иностранных инвесторов.
- Рыночные тренды и конкуренция. На рыночную оценку может влиять состояние отрасли, в которой работает компания, и уровень конкуренции в ней. Например, в пандемию коронавируса росла капитализация фармкомпаний из-за взрывного роста спроса на их продукцию.
- Регуляторная среда. Изменения в законодательстве или в налоговой политике также сказываются на рыночной стоимости компаний. Пример — падение акций «Транснефти» на фоне подготовки изменений в налогообложение, подразумевающих рост налога на прибыль компании с 20% до 40%.
- Рыночные настроения и спекуляции. Двигать котировки компании без реальных фундаментальных изменений могут слухи и спекулятивные новости. Можно вспомнить взлет, а затем стремительное падение акций GameStop в 2021 году. Тогда инвесторы восприняли публикацию серии видеороликов блогера Кита Гилла как сигнал покупать акции GameStop, из-за чего их цена за две недели взлетела с $20 до $483. Кроме того, на поведение инвесторов могут влиять сделки хедж-фондов и крупных инвесторов. Например, существует «эффект Баффета» — когда один из самых уважаемых инвесторов в мире Уоррен Баффет раскрывает вложения в конкретные компании, другие игроки рынка могут следовать его примеру, тем самым повышая капитализацию эмитентов.
Капитализация компаний для инвесторов

Размер капитализации компании — один из базовых и стратегически важных ориентиров для инвестора на фондовом рынке. Она позволяет инвестору оценить размер и устойчивость бизнеса. Компании с высокой капитализацией имеют устойчивые финансовые потоки, они могут переживать кризисы, имеют доступ к относительно дешевому финансированию и, как правило, стабильно платят дивиденды. С другой стороны, компании с низкой капитализацией могут предлагать высокую доходность, но сопряжены с большей волатильностью и рисками.
Кроме того, капитализация помогает сравнивать компании между собой. В рамках одного сектора инвестор может оценить, насколько бизнес недооценен или переоценен рынком. Как отмечает Дмитрий Пучкарев, для более качественного анализа стоит сравнивать капитализацию с финансовыми метриками. Вот основные мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании:
- P/BV = Капитализация / Собственный капитал;
- P/E = Капитализация / Чистая прибыль;
- P/S = Капитализация / Выручка;
- EV / EBITDA = (Капитализация + долгосрочный долг — наличные средства) / EBITDA.
Чем меньше перечисленные показатели, тем лучше. Если две компании в одном секторе имеют разные мультипликаторы, это может сигнализировать о неэффективной оценке или ожиданиях инвесторов относительно будущего одного из этих эмитентов.
Также капитализация — один из факторов, по которым формируются биржевые индексы. Попадание в индекс может автоматически привлечь к компании внимание пассивных фондов, что тоже влияет на стоимость акций.
Топ-10 российских компаний по капитализации в 2025 году
Ниже приведены самые дорогие российские компании на Мосбирже на 7 мая 2025 года по данным TradingView.
- Сбербанк — ₽6,77 трлн;
- «Роснефть» — ₽4,62 трлн;
- ЛУКОЙЛ — ₽4,51 трлн;
- НОВАТЭК — ₽3,37 трлн;
- «Газпром» — ₽3,29 трлн;
- «Газпром нефть» — ₽2,56 трлн;
- «Полюс» — ₽2,32 трлн;
- «Норникель» — ₽1,67 трлн;
- «Татнефть» — ₽1,62 трлн.
- «Яндекс» — ₽1,53 трлн;