Снизили градус: почему производитель Jameson подешевел вдвое за два года

Гигант в мире люксового алкоголя французская компания Pernod Ricard (RI на Euronext Paris) за десятилетия сумела собрать впечатляющую коллекцию мировых брендов. Но теперь перед ней стоят новые вызовы, как общие для всей индустрии роскошного потребления, так и специфичные для алкогольной отрасли.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Купить билеты вы можете тут!
От полыни до аниса
Компания Pernod была семейным предприятием, основанным в 1805 году и первым, наладившим промышленный выпуск абсента — напитка на основе спирта и комбинации трав, наиболее важной среди которых была полынь. Но в начале XX века крепкий, до 70 градусов напиток попал в опалу из-за «пагубного влияния»: в 1915 году его запретили во Франции, а затем и по всей Европе. В Pernod спасли бизнес, придумав новый, менее крепкий аперитив — пастис на основе аниса.
В 1932 году, впрочем, у Pernod появился конкурент: Поль Рикар разработал собственный вариант пастиса и выпустил его на рынок под брендом Ricard. Француз начал обгонять соперников из Pernod благодаря своей маркетинговой стратегии — Ricard, например, активно стремился стать спонсором спортивных мероприятий; к 1970 году на деньги компании был даже построен автодром «Поль Рикар», который до сих пор используется для гонок «Формулы-1».
В 1974 году давние конкуренты пошли на слияние ради выхода на международные рынки, несколько лет спустя генеральным директором группы стал сын основателя Ricard Патрик Рикар. Под его руководством компания стала энергично расширяться, постепенно скупая знаменитые алкогольные бренды. С тех пор семейное предприятие разрослось до второго по величине производителя алкоголя на планете с более чем 200 брендов в портфеле. Среди их можно встретить, например:
- шотландский виски Ballantine's и Chivas Regal;
- ирландский виски Jameson;
- коньяк Martell и Ararat;
- водку Absolut;
- джин Beefeater;
- ром Havana Club и Malibu;
- и другие напитки, включая ликеры и биттеры, игристые и тихие вина, текилу и аперитивы.
В 2000-х Рикар рассматривал возможность приобрести российский водочный бренд Stolichnaya за $2 млрд, но сделка тормозилась из-за тяжбы за эту марку между государственным «Союзплодоимпортом» и компанией SPI беглого «водочного короля» Юрия Шефлера (в России внесен в список экстремистов). В итоге Рикар предпочел более быстрый и простой вариант — купить водочный бренд Absolut, который тогда выставило на продажу шведское правительство.

Владельцы и результаты
Вся эта алкогольная империя с капитализацией почти €25 млрд на 15% все еще принадлежит структурам семьи Поля Рикара (по данным на конец 2023 года). Еще 31,6% компании держат американские институциональные инвесторы, 10,4% — британские, 8,6% — французские. На институционалов из других стран приходится 21,4% компании. Отдельно среди акционеров выделяется бельгийский инвестиционный холдинг Groupe Bruxelles Lambert — он владеет 6,7% компании. Еще 2,3% акций принадлежит менеджменту и сотрудникам либо являются казначейскими. На частных инвесторов приходится всего 4,2% акций Pernod Ricard.
За первое полугодие 2025 финансового года (оно закончилось 31 декабря 2024-го) выручка компании составила €6,18 млрд. Это на 4% меньше аналогичного показателя прошлого года. Группа получила чистую прибыль в размере €1,27 млрд — она упала за год на 11%. Также за последние полгода Pernod Ricard нарастила долговую нагрузку, отношение чистого долга к EBITDA теперь составляет 3,5х (впрочем, в 2000-х и 2010-х, во время активных поглощений, этот показатель был почти вдвое выше, и глава группы считал это нормальным).

Ключевой рынок для Pernod Ricard — восточный. На Азию, Ближний Восток и Африку на конец 2024 финансового года приходится 43% чистых продаж компании, и в дальнейшем доля этих рынков еще выросла. В обеих Америках Pernod Ricard продает 29% продукции, в Европе — 28%.
Основную часть выручки — 62% — компании обеспечивают международные бренды, в том числе Jameson и Absolut. Еще 18% продаж приходится на локальные бренды, и их доля постепенно растет. Остальные 7% приносят редкие премиальные и ультрапремиальные напитки и лимитированные выпуски.
Компания стабильно распределяет часть прибыли между акционерами — например, дивиденд за 2024 год составит €4,7 на акцию.

Скепсис рынка
На IPO Pernod Ricard вышла в 1987 году на Парижской бирже. Сейчас бумаги компании торгуются на Euronext Paris под тикером RI, также депозитарные расписки Pernod Ricard можно купить за доллары на американском внебиржевом рынке под тикером PRNDY. С 1990-х годов капитализация компании выросла примерно на 650%.
По состоянию на 17 февраля одна акция Pernod Ricard стоит €99,72. Бумаги падают в цене с весны 2023 года — с этого момента они подешевели уже вдвое. Квартал за кварталом группа показывает постепенное падение продаж — и хотя в самой Pernod Ricard предпочитают описывать ситуацию как «устойчивое и гибкое противостояние встречным ветрам», рынок считает по-своему. За последний месяц капитализация компании просела на 7%, за год — на 36%, за пять лет бумаги потеряли 40% стоимости. Pernod Ricard страдает от тех же трендов, что и ее конкурент Diageo: в мире наметился отказ от крепкого и премиального алкоголя, который приносит группе львиную долю выручки. Кроме того, замедление экономики Китая не идет на пользу бизнесу — это один из важнейших рынков для Pernod Ricard.
Невеселые настроения на рынке усугубляются новыми тарифами и пошлинами, которые вводят США, Китай и Евросоюз. Тарифная война всех со всеми бьет по международному бизнесу с распределенным производством, и Pernod Ricard не исключение: в компании подсчитали, что если страны введут все пошлины, которыми угрожают оппонентам, то группа будет терять на этом по €200 млн ежегодно.
Несмотря на все проблемы, аналитики в основном нейтрально смотрят на перспективы компании. Из 21 опрошенного специалиста лишь двое рекомендуют избавляться от ее бумаг, 12 человек — держать и семеро — покупать. Средняя целевая цена по акциям Pernod Ricard предполагает, что на горизонте 12 месяцев бумаги компании вырастут на 23%, до €122,75. При этом самый пессимистичный аналитик рассчитывает, что котировки почти не вырастут, его таргет — €102; самый оптимистичный аналитик ожидает, что капитализация Pernod Ricard может вырасти на 66% на горизонте года, до €164 за одну акцию.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Ценная бумага, привязанная к акциям определенной компании и выпущенная банком (банком-депозитарием).Главная возможность, которую дает инвестору депозитарная расписка, это возможность практически владеть акциями иностранной компании, но при этом оставаться в рамках законодательства банка-депозитария. Например, американская депозитарная расписка (АДР) на акции российской компании — это, с одной стороны, американская ценная бумага, торговля которой регулируется американским законодательством, с другой стороны, она дает право на долю прибыли и право голоса на собрании акционеров российской компании Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США).