Допинг для экономики: как финансировать дефицит бюджета в кризис
Новый глобальный кризис 2020 года многие страны встретили с низкой инфляцией и низкими ключевыми ставками. В такой ситуации правительствам становится удобно решать текущие проблемы экономики за счет роста госрасходов, покрывая возникающий дефицит бюджета с помощью заимствований. Когда же найти покупателей госдолга в нужном количестве и на приемлемых условиях не получается — к выкупу подключают ЦБ. Причем ставшие уже привычными механизмы «количественного смягчения» дополняют методы, близкие к финансированию дефицита с помощью простой денежной эмиссии. Примерно так в начале июля произошло в Индонезии, где регулятор объявил о прямой покупке облигаций правительства на $28 млрд под 0%.
Инфляционная загадка
Низкая инфляция в развитых странах действительно остается одной из больших загадок последних десятилетий. Даже огромные вливания денег в экономику во время острой фазы кризиса 2008 года не разрушили ценовую стабильность. Не произошло этого и весной 2020-го, хотя все крупнейшие страны сильно увеличили бюджетные расходы, государственный долг и денежную массу.
До 2008 года подобные действия вызывали всплеск инфляции и девальвации. Сейчас же этого не происходит. Почему? Надежного теоретического объяснения этого феномена пока нет. Но для политиков сама возможность решить проблемы за счет наращивания госрасходов (безотносительно отдаленных последствий такого выбора) выглядит очень привлекательно. Особенно, если рост инфляции и ослабление валюты происходят потом и уже не ассоциируются с «раздавшим деньги народу» лидером.
В истории много раз повторялись попытки разыграть подобный сценарий. Первым прецедентом, пожалуй, можно считать крах финансовой системы Джона Ло во Франции в 1720 году. В России яркий пример — кризис и дефолт 1998 года, когда с 1995 года началось «строительство» пирамиды ГКО (государственных краткосрочных облигаций) для финансирования расходов бюджета.
Сама идея независимости ЦБ как раз и призвана снизить вероятность такого рода событий. Но давление на регулятора очень велико даже в США, а в развивающихся странах соблазн денежных стимулов усиливается примером ФРС, ЕЦБ и Народным банком Китая. Их вливания в экономику в 2008 году не вызвали немедленных отрицательных последствий. Да, были искажения на рынке капитала и раздувание пузырей на рынках акций и недвижимости, но это можно посчитать допустимыми издержками.
Не спугнуть инвесторов
Проблема в том, что безболезненно накачать экономику деньгами смогли страны, чьи валюты входят в число резервных. Причин тому много, часть из них — предмет для острых дискуссий, но факт в том, что именно эмитенты резервных валют могут себе позволить сильный рост госдолга, денежной массы и даже дефицита бюджета без риска инфляции и девальвации. А вот всем остальным стоит помнить латинский афоризм: «что позволено Юпитеру — не позволено быку».
Странам, еще недавно жившим в условиях высокой инфляции, стоит быть очень осторожными во всем, что касается сбалансированности бюджета и уровня госдолга. Низкая текущая инфляция и ставка заимствования не должны вводить в заблуждение относительно долгосрочной возможности безнаказанного наращивания долгового бремени. Пока инвесторы доверяют профессионализму монетарных властей, они спокойно воспринимают любую негативную информацию, но стоит им усомниться в способности регуляторов контролировать курс национальной валюты и уровень инфляции, тут же начнется бегство в твердые валюты, чаще всего в доллар.
Быстрый эффект от денежных стимулов в сочетании с отложенными негативными последствиями этих стимулов формируют сильнейшее давление политиков на монетарные власти. К сожалению, политики часто побеждают. Но как только мировую финансовую систему потрясает волна сильного негатива (вспышка коронавируса, дефолт крупной компании или банка, снижение кредитного рейтинга одной из стран G20), срабатывает эффект домино. И первые кандидаты на роль жертв среди инвесторов — развивающиеся страны. От Индонезии и Турции до Бразилии и России.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть юридическое лицо (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика