ЦБ, 16 дек, 14:05

Банкам повысят штрафы за нарушение прав потребителей

Штрафы могут составлять до 1% собственных средств и не менее ₽1 млн — такой высокий порог предусмотрен для злостных нарушителей прав потребителей
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Госдума 16 декабря приняла закон, согласно которому будут повышены штрафы для банков за нарушение прав потребителей финансовых услуг.

В ЦБ уточнили, что если банк допустил нарушение впервые, регулятор направит рекомендацию о его устранении. При повторном нарушении кредитная организация получит предписание и заплатит штраф в размере до 0,1% собственных средств. Но если нет должной реакции и на предписание, штраф может быть повышен до 1% от размера собственных средств и не менее ₽1 млн, сказано в релизе Банка России.

«Надеемся, понимание того, что за нарушением последует значимое наказание, которое по сумме превысит недобросовестную выгоду, будет сдерживать использование плохих практик. Это именно то, к чему стремится регулятор: нам нужны не наказания, а отсутствие нарушений прав граждан», — отметил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута.

Банк России обратил внимание, что решение о размере штрафа регулятор будет принимать с учетом количества сделок, объема причиненного им ущерба и недобросовестно извлеченной банком прибыли.

ЦБ пообещал «держать ушки на макушке» в отношении мисселинга ПДС
Вклад ПДС ЦБ

В сентябре глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что размеры штрафов для банков должны стать стоп-сигналом для недобросовестных практик. «К сожалению, мы неоднократно выявляли грубые массовые нарушения прав потребителей на финансовом рынке, и ответственность должна быть за нарушение соответствующая», — заявила Набиуллина на XXII Международном банковском форуме (цитата по ТАСС).

Кроме того, в конце октября Банк России направил финансовым компаниям информационное письмо с описанием недобросовестных практик, которые следует исключить при работе с клиентами. Например, ЦБ были выявлены случаи, когда при сравнении инвестиционного продукта с вкладом банк указывает на его преимущества, но не сообщает о рисках или используют формулировку «одобрено Банком России», не соответствующую действительности, чтобы повысить доверие клиентов.

ЦБ предписал не рассказывать о финпродуктах слишком сложными фразами
Банки и финансы ЦБ Вклад Инвестиции

На что жалуются инвесторы и потребители финансовых услуг

За январь—сентябрь 2025 года в Банк России на рассмотрение поступило 280 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 15,8% больше, чем за январь—сентябрь 2024 года. Основными драйверами роста выступили кредитные организации и микрофинансовые организации (МФО) — в общем количестве жалоб доля кредитных организаций составляет 60,9%.

В отношении кредитных организаций:

  • за девять месяцев количество жалоб в отношении кредитных организаций составило 170,5 тыс., что на 21% больше аналогичного показателя 2024 года;
  • основной рост пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству;
  • в то же время снизилось поступление жалоб, в частности по вопросам потребительского и автокредитования, главным образом за счет жалоб, связанных с недобросовестными практиками.

Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.

ЦБ Банки и финансы Личные финансы
Читайте также