Банки и финансы, 29 окт, 16:22

ЦБ предписал не рассказывать о финпродуктах слишком сложными фразами

Банк России направил финансовым компаниям информационное письмо с описанием недобросовестных практик, которые следует исключить при работе с клиентами
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

Банк России сообщил, что выявил случаи применения финансовыми организациями недобросовестных практик. В частности, при сравнении инвестиционного продукта с банковским вкладом организация указывает на его преимущества, но не сообщает о рисках, сказано в релизе регулятора.

Кроме того, ЦБ отметил, что распространяемая финансовыми организациями информация о предлагаемых ими продуктах нередко «имеет сложную грамматическую структуру изложения», что создает риски «неоднозначного понимания или двойного толкования».

Регулятор также перечислил в информационном письме другие случаи, когда участники рынка:

  • раскрывают клиентам не все сведения о продуктах и услугах;
  • гарантируют доходность инвестиций;
  • используют графические приемы, чтобы сделать информацию о сопутствующих расходах менее заметной;
  • используют формулировку «одобрено Банком России», не соответствующую действительности, чтобы повысить доверие клиентов.

Такие нарушения регулятор обнаруживает как на сайтах организаций, так и при устном информировании потребителей, отметили в Банке России. Регулятор порекомендовал финансовым организациям не допускать использования описанных практик и своевременно доводить до потребителей полную, понятную и достоверную информацию о финансовых продуктах и услугах.

На что жалуются инвесторы и потребители финансовых услуг

За январь — июнь 2025 года в Банк России на рассмотрение поступило 182,4 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2024 года. Основными драйверами роста выступили кредитные организации, в то же время в отношении субъектов страхового дела (ССД) количество жалоб сократилось.

В отношении кредитных организаций:

  • за первое полугодие 2025 года количество жалоб в отношении кредитных организаций составило 111,7 тыс., что на 28,6% больше аналогичного показателя 2024 года;
  • основной рост пришелся на проблемы, связанные с блокировкой счетов, карт, дистанционного банковского обслуживания, что обусловлено усилением мер по противодействию финансовому мошенничеству;
  • в то же время на 53% снизилось поступление жалоб на навязывание дополнительных платных услуг при кредитовании.

15 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность банков за нарушение прав потребителей финансовых услуг и неисполнение предписаний ЦБ об устранении таких нарушений. Законопроект инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.

Согласно законопроекту, предполагается, что размер санкций будет привязан к величине капитала банка и составит до 0,1% за нарушение законов в сфере защиты прав потребителей и нормативных актов Банка России и до 1% за неисполнение предписаний регулятора об устранении нарушений.

Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.

Банки и финансы ЦБ Вклад Инвестиции
Читайте также