ЦБ предложил меры по развитию рынка паевых инвестиционных фондов
Банк России предложил меры, которые будут способствовать укреплению роли паевых инвестиционных фондов (ПИФов) на российском рынке, а также обеспечат эффективное функционирование отрасли и защиту прав розничных инвесторов. Это следует из доклада для общественных консультаций «Перспективные направления развития регулирования розничных ПИФ».
В частности, регулятор предлагает разрешить ПИФам инвестировать в неторгуемые акции и облигации российских эмитентов, а также в инвестиционные паи интервальных и закрытых ПИФов, предназначенных для неквалифицированных инвесторов.
«При этом, поскольку неторгуемые ценные бумаги являются, как правило, более рискованными и неликвидными, в целях ограничения рисков владельцев инвестиционных паев предлагается установить лимит в отношении неторгуемых ценных бумаг в размере 10% для открытых, биржевых и интервальных ПИФов, 20% для закрытых ПИФов рыночных финансовых инструментов», — отмечает Банк России.
Также в ЦБ предложили ускорить операции с паями до режима Т+0. Сейчас процедуры выдачи, погашения и обмена ОПИФов, как правило, проходят в срок от одного до четырех рабочих дней с момента предоставления клиентом всех необходимых документов и проведения оплаты.
В июне 2025 года частные инвесторы вложили в паи фондов на Мосбирже более ₽35 млрд, что на 61% больше, чем годом ранее.
При этом в топ-5 российских БПИФов в портфелях частных инвесторов вошли фонды денежного рынка.
Как отметили в ЦБ, в последнее время участились запросы участников рынка на регулирование, позволяющее создавать розничные ПИФы с повышенным размером финансового рычага. В свою очередь регулятор предложил расширить возможности использования плеча для паевых фондов, но отметил, что мера требует комплексной доработки модели регулирования.
«Целесообразность такой доработки требует отдельного обсуждения с участниками рынка с учетом затрат на такую доработку, дополнительной регуляторной нагрузки на управляющие компании ПИФов и потенциальной востребованности ПИФов с финансовым рычагом», — говорится в докладе.
Ранее управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Борис Блохин сообщал, что Мосбиржа ведет переговоры с Банком России по развитию плечевых БПИФов.
Плечевые (маржинальные) фонды — фонды, которые используют плечо или деривативы, чтобы добиться более высокой доходности по сравнению с базовым активом (бенчмарком).
Изменение рыночной стоимости ценных бумаг таких фондов кратно превышает аналогичный показатель базового актива (как правило, в два или в три раза). Это означает, что при росте (падении) цены бенчмарка, например, на 1% ценные бумаги фонда продемонстрируют увеличение (снижение) стоимости на 2% или 3%.
Также Банк России прокомментировал создание так называемых «фондов фондов», или «фидер-фондов».
Сейчас в России управляющая компания не может приобретать инвестиционные паи одного ПИФа под ее управлением в состав активов другого ПИФа под ее же управлением.Однако в международной практике есть структуры мастер-фидер-фондов — так называют центральный фонд, состоящий из активов, собранных от других фондов под его управлением.
Так, задачи, которые решают структуры мастер-фидер-фондов в зарубежных юрисдикциях, либо не могут быть решены в российской юрисдикции, либо в принципе не актуальны для нее. Более того, российское законодательство не может дать дополнительной возможности оптимизировать налогообложение через такие структуры, обращают внимание в ЦБ.
«Создание структур мастер-фидер-фондов в России требует дополнительного обсуждения и обоснования с позиций наличия дополнительной добавленной стоимости, которую такие фонды могут приносить инвестору, а также с точки зрения управления конфликтом интересов управляющей компании и ограничения возможных недобросовестных практик», — сообщили в ЦБ.
Ранее директор по стратегии УК «Альфа-Капитал» Елена Чикулаева сообщала РБК Pro, что считает назревшим вопрос снятия запрета на включение в ПИФы паев собственных фондов компании, поскольку создание фидерных фондов — это международная практика.
Растущий интерес к инвестированию и цель удвоения капитализации российского фондового рынка к 2030 году открывают новые задачи для управляющих компаний по предложению новых продуктов на рынке коллективных инвестиций, отметила она.