Адвокаты рассказали о роли командира батальона «Север» в «деле Немцова»
Батальон «Север» и сенатор от Чечни
Адвокаты Жанны Немцовой рассказали о роли десяти человек, которые, по данным защиты, были причастны к убийству ее отца политика Бориса Немцова, но не были допрошены по уголовному делу. Эти сведения адвокаты Вадим Прохоров и Ольга Михайлова изложили в ходатайстве в Следственный комитет России, поданном в среду, 27 апреля. Документ составлен на имя старшего следователя по особо важным делам Николая Тутевича, который занимается делом об убийстве Немцова, рассказали РБК адвокаты.
В ходатайстве со ссылкой на материалы дела, которые есть в распоряжении адвокатов, говорится, что следователи установили связь с убийством Немцова в общей сложности десяти человек, в том числе руководителя батальона внутренних войск МВД «Север» Алибека Делимханова и сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева.
Подпись Алибека Делимханова стояла на командировочных удостоверениях офицеров батальона «Север» Руслана Геремеева, которого адвокаты считают организатором покушения, и предполагаемого киллера Заура Дадаева. Эти удостоверения были найдены во время обыска в квартире на Веерной улице, где жили обвиняемые в убийстве, сказано в ходатайстве (есть в распоряжении РБК).
Дадаев со 2 октября 2014 года был командирован в Ингушетию с личным стрелковым оружием, а Геремеев — с 27 сентября 2014 года, также с оружием, в Москву. Дата окончания командировок не указана. Приказом Делимханова от 28 февраля 2015 года Дадаев считался прибывшим из отпуска, но, как подчеркивается в ходатайстве, известно, что до 1 марта киллер находился в Москве. Следователи считают, что все указанные факты могут свидетельствовать как о небрежном отношении к исполнению своих обязанностей со стороны Делимханова, так и «о намеренном искажении действительности с целью сокрыть причастность Дадаева к убийству», говорится в обращении защиты Жанны Немцовой.
В квартире в доме № 46 по Веерной улице, где жили обвиняемые, были также найдены две электронные карточки — ключи от номеров «Президент-Отеля». Эти номера, как отмечается в ответе администрации гостиницы на запрос СКР, занимал, в частности, сенатор от Чечни Сулейман Геремеев.
«Совершенно очевидно, что обстоятельства, при которых ключи от номеров члена Совета Федерации оказались в квартире, где проживали обвиняемые в убийстве Немцова, должны быть тщательно изучены», — сказано в ходатайстве. Ранее адвокаты Жанны Немцовой говорили, что сенатор от Чечни родственник Руслана Геремева.
Помощник сенатора Геремеева сказал РБК, что тот в отъезде и не будет комментировать эту информацию. Информация о клиентах, проживающих в «Президент-Отеле» и других отелях, подведомственных Управлению делами президента, закрыта, сообщила РБК пресс-секретарь Управделами президента Елена Крылова. «По запросу Следственного комитета мы всегда предоставляем оперативную информацию», — добавила она.
РБК также ожидает ответа от Следственного комитета.
Неудавшиеся допросы
Адвокаты в ходатайстве упоминают о нескольких допросах возможных фигурантов дела, которые не состоялись или были проведены слишком формально.
Например, следователи попросили установить, где находится Руслан Геремеев, и доставить его в Следственный комитет. Эта просьба содержится в поручении от 16 марта 2015 года, которое сотрудники СКР дали управлению ФСБ по Чечне, говорится в ходатайстве. Такое же поручение от 18 мая 2015 года получил начальник оперативно-разыскного управления (ОРУ) 2 службы ФСБ. В ходатайстве указано, что в деле также есть повестка о вызове Руслана Геремеева на допрос. 31 октября следователи поручили ОРУ ФСБ вручить эту повестку фигуранту дела.
Но это требование выполнено не было: оперативники ФСБ лишь однажды выехали по месту проживания Геремеева и позднее написали в отчете, что «дверь в домовладение никто не открыл». В этой связи адвокаты Прохоров и Михайлова полагают, что правоохранительные органы не предприняли необходимых действий, чтобы найти Геремеева. Защитники просят задержать его, допросить и предъявить обвинение по этому делу.
В ходатайстве отмечается, что брат Руслана Геремеева Артур согласно выписке из Росреестра является владельцем квартиры в доме № 46 по улице Веерная, в которой проживали обвиняемые. Артур Геремеев также попал в объективы камер видеонаблюдения, установленных в домах № 3 и № 46 по Веерной улице. Следователи выписали несколько повесток о его вызове на допрос, вручить их должны были сотрудники ФСБ, следует из процитированных адвокатами материалов дела. Оперативники посетили дом, где жил Артур Геремеев, но дверь им никто не открыл. На этом, отмечают адвокаты Жанны Немцовой, сотрудники ФСБ прекратили попытки найти предполагаемого фигуранта дела.
Есть в материалах дела и допрос лейтенанта полиции МВД по Чечне Асланбека Хатаева, однако адвокаты Прохоров и Михайлова считают, что допрос был произведен «крайне формально». Из материалов дела следует, указывают защитники, что Хатаев вместе с двумя обвиняемыми — Зауром Дадаевым и Темирланом Эскерхановым участвовал во встрече в гостинице «Рэдиссон», которая произошла накануне убийства Немцова. Но в ходе допроса Хатаев заявил, что незнаком с Дадаевым.
В ходатайстве отмечается, что в деле есть информация о необходимости допросить бывшего чеченского полицейского Шамхана Тазабаева, служившего в ОМОНе. Но поручение о допросе фигуранта дела выполнено не было.
Допрос Кадырова
Адвокаты просят допросить главу Чечни Рамзана Кадырова, депутата Госдумы Адама Делимханова, который является двоюродным дядей Руслана Геремеева и братом командира батальона «Север» Алибека Делимханова, командира управления вневедомственной охраны чеченского МВД Шарипа Делимханова, под чьим руководством служил Беслан Шаванов, и главу РОВД по Шелковскому району Чечни Ваху Геремеева, непосредственного руководителя Эскерханова. Фигуранты дела служили в силовых структурах Чечни, были связаны родственными связями с руководителями и эти связи могли сыграть роль в деле, говорится в ходатайстве.
Адвокаты настаивают, что следователи должны получить записи камер видеонаблюдения с Большого Москворецкого моста в промежуток с 23:10 до 23:50 мск 27 февраля 2015 года — тот период времени, когда был убит Немцов. Ранее ФСО, отвечая на запрос депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, утверждала, что не располагает записью камер видеонаблюдения, зафиксировавших момент преступления, так как территория моста не является охраняемым объектом. Записи с камер наружного наблюдения за 27 февраля получил Следственный комитет, говорилось в ответе ФСО.
В четверг, 27 апреля, адвокаты Жанны Немцовой попросили СКР предъявить обвинения Руслану и Артуру Геремеевым.
Борис Немцов был убит поздно вечером 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту в Москве. Непосредственными исполнителями следователи считают шесть человек. Пять из них были задержаны — это Заур Дадаев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев, Шадид Губашев и Темирлан Эскерханов, а шестой, боец батальона «Север» МВД Чечни Руслан Мухудинов, был обвинен заочно. Организатором в СКР называют Руслана Мухудинова. По данным следствия, он обещал убийцам 15 млн руб. в качестве вознаграждения.
Прохоров ранее говорил РБК, что адвокаты считают Мухудинова лишь «исполнителем высшего звена», но не организатором.