Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В VK сменился владелец и менеджмент. Как это повлияет на стоимость акций? Инвестиции, 19:41
Какой может быть альтернатива опасной воде из кулера РБК и BWS, 19:39
Власти Берлина запретили танцевать в клубах из-за COVID-19 Общество, 19:35
Футболисты «Зенита» вышли на матч с «Ростовом» со щенками из приютов Спорт, 19:21
Bloomberg связал дело против Сачкова с передачей данных о «хакерах ГРУ» Политика, 19:19
Росстат впервые оценил число малоимущих исходя из «границ бедности» Экономика, 19:19
Что такое марафон и как его пробежать: советы спортсмена Стиль, 19:17
Почему скоро ИТ-специальность подешевеет: новый тренд в компаниях РБК и SAP, 19:16
ФАС выдала предупреждение «Сургутнефтегазу» за злоупотребление на рынке Экономика, 19:11
«Инвитро» планирует провести IPO с оценкой более $1 млрд Инвестиции, 19:07
Не портит вкус и аромат: как избежать ошибок в приготовлении кофе РБК и Bork, 18:53
Фанаты «Зенита» заявили о давлении из-за акции против действий силовиков Спорт, 18:51
Песков сообщил, что омикрон-штамм не повлиял на меры безопасности Путина Политика, 18:49
«Ак Барс» победил «Авангард» в матче КХЛ в Дубае Спорт, 18:45
Выборы в Госдуму ,  
0 

ЛДПР опередила «Единую Россию» по расходам на выборы в Госдуму

Политические партии отчитались перед ЦИК о расходах на выборы. Больше всего денег на думскую кампанию потратила ЛДПР — почти на 81 млн руб. больше, чем занявшая по расходам второе место «Единая Россия»
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

Сколько потратили парламентские партии

ЛДПР стала лидером по количеству потраченных на избирательную кампанию в Госдуму средств, следует из итоговых финансовых отчетов партий в ЦИК. В избирательный фонд ЛДПР поступил 701 млн руб., из которых на выборы партия потратила 698,3 млн руб. Большая часть средств (66% от израсходованных) пошла на предвыборную агитацию через телевидение и радио, треть — на выпуск и распространение печатной агитации. Материалы в печатных СМИ обошлись партии в 20 млн руб., в сетевых — в 7 млн руб.

ЛДПР занимает первое место по предвыборным расходам второй раз — на думских выборах 2016 года она также опередила другие партии по вложениям. По сравнению с прошлыми выборами ЛДПР изменила структуру своих трат — тогда основной статьей расходов стал выпуск собственной печатной агитации; проведение публичных массовых мероприятий обошлось в 6 млн руб. (в этом году на них пошло всего 866 тыс. руб.).

«В этот раз было принято решение массированно участвовать в телевизионной кампании, донести свои программные позиции в виде роликов. Мы их использовали для агитации на телевидении, на всех каналах, которые участвовали в жеребьевке», — рассказал РБК зампред Госдумы от ЛДПР Борис Чернышов. Он отметил, что затраты на кампанию были «абсолютно оправданны».

Майданов, Певцов, Вассерман: первое заседание депутатов новой Госдумы
Фотогалерея 

На втором месте по тратам «Единая Россия» — на осенние выборы в Думу она израсходовала 617,3 млн руб. из 700 млн руб., собранных в избирательный фонд. Почти 83 млн руб. партия вернет спонсорам; добровольных пожертвований от граждан, согласно отчету, у партии власти не было. «Единая Россия» сделала ставку на распространение печатных агитационных материалов (из фонда на это ушло 404 млн руб.), вдвое меньше ушло на агитацию через телевидение. Значительно больше по сравнению с другими партия власти потратила на массовые мероприятия — их организация стоила 1,5 млн руб. Ранее заместитель секретаря генсовета ЕР Сергей Перминов пояснял, что партия пересмотрела стратегию по сравнению с выборами 2016 года и использовала гибридный формат с «онлайн- и офлайн-формами продвижения смыслов».

Итоговые финансовые отчеты партии должны были подать в ЦИК до 18:00 25 октября. На момент публикации материала на сайте Центризбиркома отсутствовали отчеты двух прошедших в Думу партий — «Справедливой России — За правду» и «Новых людей». В ЦИК пояснили РБК, что данные обновляются оперативно, по мере предоставления отчетов партиями.

По данным ЦИК на начало сентября, «Справедливая Россия — За правду» израсходовала 479 млн из собранных 549 млн руб., «Новые люди» — 422 млн из 469 млн руб.

Самыми скромными из парламентской пятерки оказались коммунисты — КПРФ потратила на кампанию 178,5 млн руб. При этом почти все средства (173 млн руб.) пошли на выпуск печатной агитации. «Большая часть средств федерального фонда была потрачена на печатную продукцию, потому что телевизионная реклама — это дорого, и мы сочли, что нам вполне хватит бесплатного эфирного времени», — пояснил РБК первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, добавив, что стратегия себя оправдала. Часть организационной работы, в частности встречи с избирателями, оплачивалась из региональных фондов одномандатников — федеральный фонд оплачивал пропагандистскую работу, отметили в КПРФ.

От «Майбаха» до «Юности»: на чем ездят депутаты Госдумы нового созыва
Авто

Траты, указанные в финансовых отчетах партий, нельзя считать полными — далеко не все расходы проводятся через избирательные фонды, поясняет политолог Александр Пожалов. Кроме того, параллельно с осенними выборами в Госдуму проходили выборы в заксобрания регионов, что также требовало ресурсов, а в отчетах не указывались средства одномандатников, отметил политолог.

По соотношению расходов и результата самой эффективной можно считать кампанию КПРФ, добавил Пожалов. Однако, по его словам, результаты партии нельзя связывать только с ее расходами на агитацию — причина в том, что КПРФ удалось аккумулировать протестный электорат. По мнению Пожалова, расходы из избирательного фонда не играют главной роли. «ЛДПР входила в кампанию практически с теми же социологическими показателями, что и КПРФ, а по итогам стала четвертой фракцией в Думе по числу депутатов», — отметил он.

По итогам прошедших 17–19 сентября выборов в Госдуму «Единая Россия» набрала 49,82%, КПРФ — 18,93%, ЛДПР — 7,55%, «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — 7,46%, «Новые люди» — 5,32%. Число мандатов у «Единой России» снизилось с 343 до 324, у КПРФ выросло с 42 до 57, у «Справедливой России — За правду» увеличилось с 23 до 27, а у ЛДПР снизилось с 39 до 21.

Как после выборов изменилась расстановка сил в Госдуме. Инфографика
Политика

Расходы непарламентских партий

Среди непарламентских партий лидером по тратам стала Партия пенсионеров. Из 176,8 млн руб. избирательного фонда она израсходовала 163,8 млн, почти все средства направив на выпуск агитационных материалов. На этом также сосредоточились «Гражданская платформа» (10 млн из 11,7 млн руб. израсходованных на выборы), Партия роста (40 млн из 51,4 млн руб.) и «Зеленая альтернатива» (35,7 млн из 35,8 млн руб.). РБК обратился за комментарием в пресс-службу Партии пенсионеров и «Гражданской платформы».

Самой затратной статьей расходов «Яблока» стала «оплата услуг, выполненных юридическими лицами или гражданами России по договору», — 83 млн руб. В них входят и траты на распространение печатной продукции партии, и все расходы на агитацию в интернете, пояснили РБК в пресс-службе «Яблока». Две трети средств, потраченных на рекламу, были направлены на digital-рекламу, уточнили в партии.

Меньше всего на выборах потратили «Гражданская платформа» (11,7 млн руб.), «Коммунисты России» (20,3 млн руб.), «Родина» (32,3 млн руб.), «Зеленая альтернатива» (35,8 млн руб.) и РПСС (40,5 млн руб.).