Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Поставлена точка в спорах о необходимости закона о торговле

Законопроект "О государственном регулировании торговой деятельности в РФ" должен быть доработан и внесен в Государственную думу в течение десяти дней.
Поставлена точка в спорах о необходимости закона о торговле

Как сообщил журналистам источник в правительстве, соответствующее поручение дал 24 июня 2009г. премьер-министр РФ Владимир Путин по итогам совещания, посвященного данному документу.

Доработка должна производиться с учетом высказанных в ходе состоявшегося обсуждения замечаний, говорится в поручении.

Открывая заседание, глава правительства напомнил, что долгое время велась дискуссия, нужен ли такой закон вообще, и если нужен, то какие вопросы в нем должны быть отражены.

"То, чего нам точно не нужно, так это продолжения бесполезных споров в этой цепочке, потому что до тех пор, пока они продолжаются, будут ущемляться интересы потребителей. Поэтому полагаю, что сегодня необходимость правового регулирования этой важнейшей сферы экономической деятельности становится все более очевидной", - указал В.Путин.

Он уверен, что регулирование торговой сферы может стать вкладом в дело стабилизации на розничном рынке и назвал недопустимой ситуацию с ростом цен на продовольствие в условиях кризиса. Однако глава правительства ФР намекнул на необходимость учитывать интересы всех сторон. "Не хотелось бы, чтобы встреча, организованная сегодня, стала обвинительным процессом", - отметил премьер.

Он подчеркнул, что "у каждого участника процесса товародвижения своя правда, и торговые сети, как и поставщики, испытывают определенные сложности, которые связаны не только со структурой отношений на рынке, но и с общим состоянием экономики, с объективными факторами работы, кредитной политикой и прочими сторонами деятельности".

Между тем заместитель министра промышленности и торговли Андрей Дементьев высказал мнение, что и новый закон не снимет все проблемы в отрасли торговли, но создаст основу для цивилизованного выхода из ситуации.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

"Даже принятие этого закона окончательно не снимет все проблемы, поскольку, по нашим оценкам, потребуется принятие, в том числе на уровне правительства, 15 нормативных актов дополнительно. Но это точно основа для цивилизованного выхода из ситуации, для создания системы торговли, которая решала бы важную задачу повышения качества жизни российских граждан", - подчеркнул он.

Ритейлеры поспешили высказать весь перечень своих просьб относительно доработок законопроекта, опасаясь позже наткнуться в своей деятельности на барьеры как со стороны властей, так и со стороны поставщиков, интересы которых, призван (как ни парадоксально) защитить обсуждаемый закон о торговле.

Так, розничные продавцы опасаются санкций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и просят ведомство предупреждать о намерениях предъявить розничному продавцу штраф. Об этом заявил генеральный директор и основатель торговой сети "Магнит" Сергей Галицкий.

Он напомнил, что штрафы за нарушение антимонопольного законодательства могут достигать 15% от оборота нарушителя. "Даже 4% штрафных выплат могут убить розничную сеть", - считает С.Галицкий. При этом он попросил представителей ФАС и правительство учесть необходимость предупреждать продавцов о планируемом предъявлении претензий, прежде чем наказывать ритейлеров.

По его словам, эти выводы основаны на расчете средней нормы прибыли торговых сетей в 3-3,5%. "Между тем у производителей, поставляющих нам продукцию, средняя норма прибыли варьируется от 4 до 17%", - сравнивает приведенные показатели С.Галицкий.

В ответ глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство готово отказаться от оборотных штрафов за нарушение торгового законодательства для ритейлеров, и предложил временно установить максимальный размер штрафа для торговых сетей на уровне 1 млн руб., а затем в течение 3-5 лет понаблюдать, как будет складываться судебная практика в отношении действий ритейлеров.

При этом, по его словам, профильные министерства с участием самих сетей должны разработать правила поведения на рынке.

С.Галицкий затронул еще ряд вопросов в рамках обсуждаемого законопроекта. Выражая мнение розничных продавцов, он заявил, что ограничения по торговой наценке, по порогу доминирования на рынке и прочие сдерживающие меры, заложенные в законопроекте о торговле, не должны быть односторонними, т.е. должны распространятся и на поставщиков продуктов питания.

Он привел пример, что в ряде городов России доли крупнейших производителей молочных изделий "Вимм-Билль-Данн" и "Юнимилк" достигают 40-50%.

К тому же, как утверждает С.Галицкий, без соответствующей законодательной поддержки ритейлеры могут столкнутся с противоречивыми требованиями поставщиков и с проблемами по достижению договоренностей по принципам взаимодействия в связи с тем, что пищевой бизнес представлен множеством отраслевых организаций. Только на мясном рынке действует около 20 различных ассоциаций и организаций. Между тем сетевая розница работает в рамках единичных отраслевых объединений.

"Если меры будут односторонними, направленными только в сторону розницы, ритейлерам будет тяжело вести переговоры с поставщиками, ограничения должны быть взаимными. Розница тоже должна получать ответы по ценообразованию поставщиков", - заявил глава "Магнита".

При этом он подчеркнул, что определенный уровень противоречия между производителями и продавцами должен поддерживаться в законе, так как противоречия являются движущей силой рынка. "Цены в цепочке товародвижения не должны быть антагонистичными, но противоречия нужно поддерживать", - считает он.

Довольно неожиданными для участников заседания и председателя правительства Владимира Путина стали представленные С.Галицким сведения, что исторически система бонусов, которые взимаются с поставщика ритейлером за "место на полке", за объем продаж и другие формы продвижения товара в сети инициирована самими поставщиками, а продавцов, по его словам, устроило бы указание границ отпускной цены.

Тогда В.Путин обратился к представителям производителей. "Бонусы вы придумали?", - спросил он главу агрохолдинга "Мираторг" Виктора Линника, который выступал от лица производителей. "Первый раз об этом слышу", - ответил он. "По бонусам - точно не мы", - добавил В.Линник.

Производитель указал, что наценка должна быть прозрачной и отражающей реальную разницу между закупочной ценой и ценой реализации.

Также глава "Магнита" С.Галицкий полагает, что сейчас на розничный бизнес накладывается слишком высокая налоговая нагрузка. "Из опыта работы нашей и других торговых сетей мы знаем, что зачастую вся полученная прибыль уходит на выплату налогов", - подчеркнул он.

Как сообщил С.Галицкий, розничный бизнес поддерживает составляющие последней версии законопроекта о торговле, которые были внесены правительством. Однако он попросил участников совещания обратить внимание на необходимость дифференциации отсрочки платежей поставщиков по видам товара.

Напомним, что активная стадия обсуждения законопроекта о торговле наметилась в течение последних двух лет, но идеи такого документа формулировались разными структурами в течение последних 8 лет.

Последняя версия документа законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" разработана Министерством промышленности и торговли, которое получило функции регулирования рынка торговли в наследство от бывшего Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) в новом правительстве РФ, возглавляемом Владимиром Путиным.

Законопроект учитывает требования ФАС по порогу доминирования сетей на рынке, хотя фактически отменяет его: хозяйствующий субъект может быть признан доминирующим, даже если его доля ниже 35%. Ранее ФАС предлагала снизить порог доминирования торговых сетей до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге - до 5%, позднее же служба предложила отказаться от этого критерия и отталкиваться от оборота компании.

Однако и в ходе состоявшегося 24 июня 2009г. обсуждения производители вновь просили о закреплении нормы в 25% порога доминирования сетей на локальных рынках.

Министерство сельского хозяйства РФ ранее выходило с инициативой вписать в проект документа норму государственного регулирования торговой наценки на важнейшие продовольственные товары. Однако позже министерство отказалось от этого требования в связи с подписанием в апреле 2009г. под его патронажем соглашения о разработке Кодекса добросовестных практик, который будет учитывать достижение договоренностей между продавцами и поставщиками о сбалансированных ценах.

Среди основных сохранившихся в законопроекте позиций - типовой проект договора на поставку сельхозпродукции, который, по предложению первого заместителя председателя правительства РФ Виктора Зубкова, будет утверждаться правительством. Закон также предписывает сетям оплачивать продовольственные товары в срок до 30 дней, а социально значимые - в срок до 14 дней.

Кроме того, закон фиксирует принципы саморегулирования в отношениях производителей продовольствия и ритейлеров. В настоящее время в федеральном законодательстве отсутствует комплексная регламентация взаимоотношений между лицами, осуществляющими торговую деятельность, и органами государственной власти и местного самоуправления.

Действующий в этой сфере указ президента N65 от 29 января 1992г. "О свободе торговли", а также положения федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лишь частично регламентируют торговую деятельность, оставляя за рамками разграничений полномочий центра и регионов по регулированию торговли.

Сложившаяся правовая неопределенность приводит к тому, что в каждом муниципальном образовании, которых в РФ насчитывается около 24 тыс., действуют различные требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Как ранее заявлял РБК начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев, принятие закона о торговле "позволит открыть дверь для критического анализа и ревизии порядка 600 смежных нормативно-правовых актов, косвенно регулирующих вопросы торговли, к тому же зачастую не согласующихся друг с другом".

Если это произойдет, количество документов, регулирующих российскую розницу, может радикально сократиться. Как следствие, это будет первым реальным снижением административного давления на российскую розницу за всю новейшую историю, считает представитель ФАС.

По наблюдениям ФАС, сегодня дискриминационные условия закладываются ритейлерами в договоры большинства поставщиков вне зависимости от размера поставщика, уровня бренда (локальный, транснациональный). Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции на рынке: финансовый (бонусы/премии, плата за маркетинговые услуги, штрафы, ретро-бонусы как премия ритейлеру за оборот товара) и административный, включающий в себя действия, нивелирующие риски для сетей (возврат нереализованного товара, и т.д.).

Применяется также гарантированный маржинальный доход розничного продавца (показывает, какую часть розничной цены товара магазины получают в виде дохода) и высокая входная плата (разовый взнос за право присутствовать в сети и находится в списке постащиков).

ФАС пришла к выводу, что розничная цена товара формируется не только исходя из себестоимости производства и наценок на уровнях дистрибуции товара (наценки производителя, наценка дистрибьютора, торговая наценка розничной сети), но и в значительной степени несет в себе затраты поставщика товара, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей, затратами на предоставление товарного кредита торговым сетям (отсрочки платежей).

Так, доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5% до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. Суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, по оценке ФАС, составляет от 20% до 60%.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Politico сообщила о «косвенном финансировании» йеменских хуситов Китаем Политика, 05:17
На Украине проверят военкома за поцелуи на рабочем месте Общество, 04:58
Гладков сообщил о повреждении многоэтажек и гимназии в Белгороде Политика, 04:31
Вильфанд спрогнозировал аномальное тепло в апреле Общество, 04:28
В Госдуме предложили запретить блогерам публиковать видео с убийствами Политика, 04:21
Лавров назвал новые условия для общения западных послов с властями России Политика, 03:56
Выжившие после теракта в Волгодонске сестры погибли в «Крокусе» Общество, 03:52
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
The Telegraph сообщила о воюющих на стороне ВС Украины исламистах Политика, 03:18
Антонов назвал непристойными слова Байдена в адрес Путина Политика, 03:13
В Белгороде и Белгородском районе включили сирены ракетной опасности Политика, 02:51
Пентагон заявил о снижении риска эскалации конфликта на Украине Политика, 02:41
Лавров предупредил страны Африки о «приглашении к геноциду» в Крыму Политика, 02:36
Зеленский рассказал, сколько нужно Patriot для защиты промышленности Политика, 02:07
Захарова ответила поговоркой на сравнение чиновников с продавцами навоза Политика, 01:56