Бастрыкин предложил вернуть институт конфискации в полном объеме

Обоснования необходимости расширить институт конфискации имущества за уголовные преступления председатель СКР Александр Бастрыкин сделал, выступая в понедельник перед студентами и преподавателями на научно-практической конференции в Российской правовой академии Минюста. «Огромные состояния, которые наворованы и добыты преступным путем, вкладываются в имущественные активы. Восемь лет мы ходим в Госдуму и просим: давайте вернем институт конфискации. В полном объеме, как это было раньше: украл – верни наворованное. Скажите пожалуйста, что в этом плохого?» – сказал Бастрыкин.
По его словам, в настоящее время серьезное сопротивление, «в том числе со стороны судебных инстанций», встречают любые законодательные попытки СКР расширить институт конфискации. «Нам говорят, что надо доказать, что это было куплено на ворованные деньги, если это теща, муж, жена приобретателя, который совершал преступления. Давайте тогда исходить из других положений, когда следственные органы готовы доказать преступное происхождение капитала, так и напишем в законе – не принимается закон, – объяснял Бастрыкин. – Пусть на меня не обижаются те люди, которые сопротивляются нашим новеллам, у нас нет никакого желания контролировать бизнес, кошмарить бизнес. Мы только за то, чтобы этот бизнес нес социальную ответственность и наравне с другими фигурантами уголовных дел в равной мере отвечал за преступность деяний».
Бастрыкин вспомнил также о выводе из России активов полученных преступным путем. «Мы настолько богатая и мощная страна, что мы, как совершенно справедливо замечается, вполне справимся со всеми проблемами и санкциями, с которыми столкнулись в последнее время. Если бы все активы, которые были получены в результате приватизации, и вся прибыль, полученная в результате производства оставалась бы здесь и вкладывалась в России, мы не видели бы в 100 км от Москвы нищету и развалюхи», - сказал Бастрыкин. «Когда вводятся санкции, я думаю, они обусловлены не только и не столько желанием наказать Россию, сколько еще и с тем, что наши западные партнеры уже боятся наших капиталов», - отметил Бастрыкин. Он рассказал, что в своей предстоящей поездке в Германию планирует встретиться с представителями финансовой полиции этой страны, в которой создано специальное подразделение по противодействию проникновению преступного капитала из России в немецкие предприятия.
По словам информированного источника РБК в СКР, сейчас в заинтересованных ведомствах обсуждается законопроект Следственного комитета, который распространит институт конфискации на имущество осужденного, переданное третьим лицам и компаниям «безвозмездно или за плату, явно несоизмеримую стоимости этого имущества». Сейчас изъятие преступно нажитого имущества затруднено положением ст. 104.1 УК, согласно которому активы, переданные осужденным другому лицу, включая близких родственников, подлежат конфискации, «если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий». «Доказать это почти невозможно», – говорит собеседник РБК. Кроме того, имущество добросовестного приобретателя защищено ст. 302 Гражданского кодекса.
О подготовке подобного законопроекта в августе говорил депутат комитета по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов. В ближайшее время он будет внесен в Госдуму, рассказал он. «Институт конфискации нуждается в пересмотре и расширении для усиления борьбы с коррупцией. Предложений много. Сейчас мы вместе с Генпрокуратурой работаем над этим законопроектом», – говорил ранее РБК зампредседателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.