Перейти к основному контенту
Украинский кризис ,  
0 
Эксклюзив

Президент «Мотор Сич» — РБК: «Мы потеряли Россию»

Глава украинской двигателестроительной компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев рассказал РБК, как упали объемы производства из-за санкций против России и о работе над двигателем для российско-китайского тяжелого вертолета
Вячеслав Богуслаев
Вячеслав Богуслаев (Фото: Марина Лысцева / ТАСС)

До присоединения Крыма к России запорожское объединение «Мотор Сич» было основным поставщиком двигателей для всех типов вертолетов российского производства, а также грузовых и пассажирских самолетов марки «Ан». Продукция компании — 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов — эксплуатируется более чем в 100 странах мира, уточняется на официальном сайте компании. Выручка «Мотор Сич» за 2017 год составила 14,9 млрд грн (30,6 млрд руб.), чистая прибыль — 3 млрд грн (6,3 млрд руб.), следует из данных СПАРК.

После обострения российско-украинских отношений и начала вооруженного конфликта в Донбассе последовал разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом; на поставки продукции «Мотор Сич» в России были наложены ограничения.

В российской ​Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в «Ростех») ранее обещали полностью заместить самый востребованный украинский вертолетный двигатель ТВ3-117 его российским аналогом ВК-2500 до конца 2019 года. В марте 2017 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов заверил, что украинские двигатели используются в России только для производства гражданских вертолетов — на военные машины ставят исключительно ВК-2500. При этом, по данным «Коммерсанта», в Государственной программе вооружений (ГПВ) на 2018–2027 годы закупки вертолетов для военных будут сокращены.

Украинские СМИ регулярно обвиняют «Мотор Сич» в продолжении сотрудничества с российскими оборонными предприятиями. В сентябре 2017 года, после того как ​Вячеслав Богуслаев, президент и основной совладелец компании, провел серию сделок по продаже акций компании инвесторам, связанным с китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. Ltd, Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по статье «подготовка к диверсии». По версии спецслужбы, иностранный инвестор в результате сделки с «Мотор Сич» получил контрольный пакет акций стратегического предприятия. В апреле 2018 года в компании прошли обыски с участием спецназа. На международной оружейной выставке KADEX-2018 в Астане, которая проходит с 23 по 26 мая, Богуслаев рассказал РБК о сотрудничестве с Россией и Китаем.

«Нас трудно испугать»

— 23 апреля сотрудники СБУ пришли с обыском в офис «Мотор Сич». 18 мая прокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело в отношении сотрудников вашей компании. Как все это отразилось на вашей деятельности?

— Вы слышали такое понятие, как маски-шоу? Нас трудно испугать. Мы не боимся. Это все пройдет со временем. Оно уже прошло. Мы работаем, и работаем по закону. Нам не запрещают делать то, что по закону. Тем более что мы производим гражданскую продукцию. Военную продукцию мы не отгружаем.

— История с обысками может повлиять на участие Украины в создании российско-китайского тяжелого вертолета нового поколения AHL?

— Сейчас мы готовим двигатель для китайско-российского проекта. Он проходит испытания. Успешно. С Китаем мы уже подписали рамочное соглашение. Пока такой турбовальный двигатель никто в мире не делает.

Что такое AHL

Межправительственное соглашение о создании тяжелого вертолета нового поколения было подписано два года назад в Пекине. Головной разработчик AHL (Advanced Heavy Lift) — китайская компания Aviation Industry Corporation of China (AVIC). Холдинг «Вертолеты России» отвечает за разработку технического предложения на вертолет, а также за разработку трансмиссии, рулевого винта и элементов противообледенительной системы, рассказали РБК в пресс-службе холдинга.

«Мотор Сич» произведет для вертолета двигатель на базе двигателя Д-136. Предполагается, что взлетный вес машины составит 38,5 т, максимальная нагрузка — 14 т. Планируется, что вертолет сможет развивать скорость до 300 км/ч, дальность полета составит 630 км, а практический потолок — 5,7 тыс. м.

Сейчас на украинском Д-136 летает Ми-26 — самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия. Несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Пока альтернативы этому двигателю нет ни на Западе, ни в Китае, ни в России. 11,4 тыс. лошадиных сил Д-136 позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 т, включая до 20 т груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске. «Летающая корова», как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4,6 тыс. м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).

Китайский вертолет будет быстрее, но с меньшими объемом грузовой кабины, дальностью и грузоподъемностью. AHL будет конкурировать с американским Sikorsky CH-53E Super Stallion с похожими характеристиками.
Ожидается, что непосредственно сам контракт о создании нового тяжелого вертолета Россия подпишет с Китаем в июне-июле этого года.

— Появилась информация, что «Мотор Сич» прекратил отгрузки двигателей в Россию. Это правда?

— Нет. У нас все идет по плану, кроме военной программы. Военную программу мы не делаем. А подобные по мощности двигатели мы производим для разных стран. В России, я знаю, ставят [на вертолеты] для Минобороны двигатели второй категории (в терминологии Минобороны Украины ко второй категории относится не новое имущество, а выданное со склада и пригодное для использования, а также прошедшее капитальный ремонт. — РБК). Они дешевле в три раза. Но не акцентируйте внимание на военной программе. Мы не заполняем эту нишу. А так новые двигатели мы делаем и по всему миру продаем.

Авиационные двигатели в одном из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич»
Авиационные двигатели в одном из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич»

«Объемы упали на 40%»

— Кто ваш основной заказчик?

— Мы делаем двигатели для вертолетов ООН, которые участвуют в программе пожаротушения. В ней в основном задействованы российские пожарные вертолеты [компании] Utair — очень много Ми-26. Я их встречал и в Северном Судане, и в Южном Судане, и в Сомали. В Африке тоже стоят они, раскрашенные под ООН.

«Ростех» оценил риски для проекта с Китаем после обысков в «Мотор Сич»
Политика
Макет тяжелого вертолета нового поколения AHL (Advanced Heavy Lift)

Есть такой пожарный самолет — Бе-200. Россия, Украина и еще несколько десятков стран входят в пожарную ассоциацию (Международная ассоциация пожарных и спасательных служб. — РБК). И эти самолеты тушат пожары по всему миру. Нам официально разрешают на завод-изготовитель Бе-200 подгружать двигатели Д-436ТП. Были какие-то «песни», наводящие вопросы, что этот самолет участвует в военных программах, что он является патрульным. На самом деле это исключительно пожарная машина. Есть она у МЧС разных стран, в том числе в Америке. И мы не имеем права не поставлять двигатели для Бе-200, поэтому к нам с пониманием относятся разрешительные структуры.

— В то же время на сотрудничество с Россией наложены ограничения. Как вы возмещаете потери?

— В сотрудничестве с Россией, конечно, есть ограничения. Мы потеряли Россию, в результате объемы [производства] упали на 40%. Тут у нас ограничено все. Напрямую [двигатели] мы не поставляем. Разрешительные схемы работают в рамках международных обязательств. Их мы не имеем права не выполнять. Приходится выходить и на новые рынки, чтобы поддерживать производство — продавать Китаю, Индии, они покупают.

Герой Украины в списке Forbes

Герою Украины и доктору технических наук Вячеславу Богуслаеву в этом году исполнится 80 лет. В 2016 году, согласно последнему опубликованному рейтингу «Forbes Украина», Богуслаев вошел в сотню самых богатых украинцев (30-е место) с состоянием $137 млн. По сравнению с рейтингом 2013 года его состояние сократилось почти в два раза.

Богуслаев родился в казахстанском городе Уральске. В 1966 году окончил Запорожский машиностроительный институт им. Чубаря по специальности «авиационные двигатели». С 1966 года работал на Запорожском моторостроительном заводе, пройдя путь от рядового инженера до гендиректора предприятия​. Богуслаев награжден медалью «За доблестный труд» (1970) и орденом Трудового Красного Знамени (1982).

В 1990-е Богуслаев стал президентом и основным совладельцем компании «Мотор Сич». Избирался депутатом Верховной рады Украины нескольких созывов, включая нынешний.

В 2016 году Богуслаев подвергся критике после своего визита в Валаамский монастырь за сутки до встречи там же Владимира Путина и патриарха Кирилла. Тогда Богуслаев открыл на острове памятник образу Валаамской Божией Матери, установленный на средства «Мотор Сич» и российского Фонда Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавляет Владимир Якунин.

«На заводе присутствуют всего 26 китайцев»

— Говорят, что вы переносите свое производство в Китай.

— Это еще одна глупость. Ну как можно перенести? Ну вы представляете, что здесь 25 тыс. человек работают? Кроме того, станки не разрешают вывозить — ни Россия, ни Европа, ни Украина.

— А китайцы к вам приезжают?

— Сегодня на заводе у нас присутствуют всего 26 китайцев. Они пытаются изучать двигатель МС-500, он их очень интересует. Хотят его использовать на учебном тренировочном самолете. Для китайцев модификация двигателя называется МС-500В-02С.

— При этом в Китае, в городе Чунцин, строится завод, на котором будут производить двигатели конструкции «Мотор Сич»...​​

— Завод в Китае еще не построили, он все еще в строительстве. Я сам заинтересован, чтобы на этот рынок проникнуть, потому что там все — американцы, немцы, россияне. Там все, кроме нас.

— Можно считать, что речь идет о расширении производства «Мотор Сич»?

— Речь идет о рынке Китая. Завод строим не мы, а китайцы. Сейчас они хотят купить стенды под этот двигатель МС-500В-02C. Они строят самолеты для других компаний. Под эти самолеты хотят собирать двигатели. Они не собираются делать детали, они собираются собирать [самолеты] из модулей. Это везде так. «Боинг» собирает крылья, «Эйрбас» — фюзеляжи. Это интеграция рабочей силы, это кооперация.

— Почему вы продали китайским инвесторам более 50% акций?

— Это коммерция.​

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 11 октября
EUR ЦБ: 106,51 (+0,09)
Инвестиции, 18:14
Курс доллара на 11 октября
USD ЦБ: 97,24 (+0,29)
Инвестиции, 18:14
Алаудинов пообещал скорое освобождение Курской областиПолитика, 23:22
Иран пригрозил Саудовской Аравии войной при одном условииПолитика, 23:07
Украина попросила Туркменистан не принимать ПутинаПолитика, 23:04
Умер финский композитор Сегерстам, написавший 371 симфониюОбщество, 22:59
Аксенов сообщил о выбросе горючих материалов на нефтебазе в ФеодосииОбщество, 22:51
Три автомобиля столкнулись в Северо-Западном тоннеле в МосквеОбщество, 22:48
В Турции во время похорон 80-летнего мужчины раздались звуки из гробаОбщество, 22:47
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Хуситы заявили об ударе по американскому нефтяному танкеру в Красном мореПолитика, 22:19
Зеленский сообщил о дефиците военной техники и сложной ситуации у ВСУПолитика, 22:19
Как средний класс поможет Индии обогнать КитайОтрасли, 22:17
Над Россией после мощнейшей магнитной бури началось северное сияниеОбщество, 22:17
У Выборга зафиксировали подземные толчкиОбщество, 22:08
СКА и «Спартак» потерпели домашние поражения в КХЛСпорт, 21:58
Миллер предупредил о риске нового ценового шока на рынке газа ЕвропыБизнес, 21:52