Расходы на избирательные кампании в США бьют рекорды
Как отмечают эксперты, основную часть общих средств на избирательные кампании составляют частные пожертвования. В текущем году их общая сумма достигла 2,5 млрд долл., что на 1 млрд долл. больше, чем в 2000г.
Специалисты связывают рост финансирования избирательных кампаний в США с внесением в законодательство изменений, вдвое увеличивающих предельно возможную сумму частных пожертвований кандидатам в президенты или члены конгресса.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что в 2004г. значительно сократилось финансирование избирательных кампаний из собственных средств кандидатов - с 205 млн долл. в 2000г. до 144 млн долл. в 2004г.
Между тем сенаторы США не раз выражали обеспокоенность увеличением затрат на финансирование политических кампаний в стране, частично это связано с непрозрачностью средств, направляемых на ту или иную кампанию. В Соединенных Штатах реформа финансирования избирательной кампании является постоянным вопросом, стоящим в повестке дня заседаний Конгресса.
Стоит напомнить о том, что в ряде стран нередки скандалы, связанные с затратами на предвыборные кампании. Можно вспомнить в этой связи операцию «Чистые руки», имевшую место в Италии в 90-х гг., и закончившуюся для большого количества политиков и бизнесменов тюремным заключением и рядом громких отставок. Такие скандалы имели место также в Японии, в Испании и в других странах.
Так, в России, в ноябре 1995 г., Генеральная прокуратура расследовала дело о передаче 16,7 млн долларов телевизионной компании ОРТ. Перевод денег из государственного бюджета был санкционирован председателем правительства на цели рекламной кампании избирательного блока «Наш дом - Россия», возглавляемого премьер-министром В.Черномырдиным.