Мединский назвал надуманным спор вокруг слов «русский» и «российский»
Министр культуры Владимир Мединский считает, что спор вокруг использования слов «русский» и «российский» является надуманным. Такое мнение он высказал в программе «Право знать» на телеканале ТВЦ, вышедшей в эфир вечером в субботу, 19 ноября.
«Мне кажется, что спор вокруг понятий «русский» и «российский» в значительной степень надуманный, он носит скорее филологический характер», — сказал министр. Слово «российский» «возникло не вчера, не при Борисе Ельцине», а оперировали им еще «во времена Петра I, Ивана Грозного», сказал Мединский.
«Понятие «русский» как консолидирующее, не только как этнонациональное, но как консолидирующее понятие, описывающее все население нашей страны. Мы ведь за границей все «рашнс» [russians]», — сказал Мединский, подчеркнув, что слово «русский» тоже появилось давно.
По его словам, проще говорить о русских как о культурном явлении. «Потому что именно русская культура является тем пространством, в котором сформировано и развивается многонациональная и уникальная культура России. Это историческая данность, а дальше — вопрос вкусовых пристрастий», — отметил министр.
Разговор о споре вокруг понятий «русский» и «российский» зашел после того, как ведущий программы попросил Мединского прокомментировать высказывания главы думского комитета по культуре режиссера Станислава Говорухина, который назвал слова «россиянин» и «россиянка» «лингвистически отвратительными» в контексте идеи о введении закона о российской нации. Ранее президент России Владимир Путин поддержал эту инициативу, отметив, что такой закон позволит создать стратегию по развитию отношений между национальностями России.
«Мы много веков были русским народом. И сейчас мы русский народ по факту. Мы были всю жизнь русским народом», — заявил Говорухин, комментируя инициативу о введении закона о российской нации. Говорухин заметил, что во времена СССР граждане называли себя советскими людьми, используя соответствующее прилагательное. «Сейчас советской власти нет. Кто мы? Я не понимаю», — сказал тогда режиссер.