Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 
Эксклюзив

Глава Уралвагонзавода — о стоимости «Арматы», проектах в Сирии и санкциях

Главное из интервью Александра Потапова
Генеральный директор Уралвагонзавода Александр Потапов в интервью РБК рассказал о результатах работы и планах стратегического предприятия. Его ключевые высказывания — в подборке РБК
Александр Потапов
Александр Потапов (Фото: Владислав Шатило / РБК)

О привлечении частных инвесторов

Это присутствует в стратегии, которая у нас утверждена до 2025 года. <...> Кто может быть инвестором — сложный вопрос, потому что, во-первых, есть санкционные ограничения и не каждый инвестор пойдет. Во-вторых, вопрос — когда? Можно продавать убыточное предприятие, а можно прибыльное.

Глава УВЗ Александр Потапов — РБК: «Входить в Москву — это не самоцель»
Общество
Александр Потапов

О кредите банка «Югра» на 4 млрд руб. под 24%

Когда я увидел, что данный банк установил ставку 24% годовых по кредиту под госгарантию, меня это настолько возмутило, что вынужден был обратиться по этому вопросу в Центральный банк. Не поверите: ясно, что с моим письмом это никак не связано, но буквально через два месяца ситуация резко изменилась.

О санкциях

Безусловно, нельзя говорить, что санкции прошли бесследно. Это ограничивает такие возможности предприятия, как публичное обсуждение совместных проектов с компаниями, которые не хотят упоминать участие нашей организации в них. Но в плане импортозамещения санкции нас серьезно взбодрили. У нас хорошо начала работать конструкторская мысль <...>

Что касается ущерба или убытков: если они и есть, то абсолютно незначительные. Мы ничего не теряем, можем только недополучить некую норму рентабельности в силу того, что расчеты с нами иногда задерживаются, и мы вынуждены брать кредиты, чтобы рассчитываться с нашими поставщиками.

Таких стран, которые отказались бы от возможного заключения контрактов, фактически нет.

О цене «Арматы»

450 млн руб. за «Армату» — это вы, конечно, загнули. В рамках гособоронзаказа существуют определенные нормативные документы, которые регламентируют утверждение цены, в том числе Федеральной антимонопольной службой. ФАС проверила ценовые параметры и подтвердила их достоверность.

Но сегодня говорить о стоимости изделия, которое не принято еще на вооружение, не совсем корректно, потому что в ходе проведения испытаний [до начала серийного производства], в ходе уточнений могут возникнуть определенные пожелания со стороны Минобороны, которые в конечном итоге могут привести к изменению цены как в большую, так и в меньшую сторону. С увеличением объема выпуска, естественно, цена будет падать.

Для справки могу сказать, что в структуре цены спецтехники Уралвагонзавода собственные работы, как правило, занимают 20–25%, максимум 30%. Большая доля приходится на комплектующие.

Такого класса и качества танков сегодня в мире нет. Есть уровнем ниже, но и по сравнению с ними наш танк будет фактически дешевле.

Об экспорте «Арматы»

Для нас это [экспорт «Арматы»] было бы интересно. Думаю, и для Минобороны тоже. Тогда можно было бы регулировать цены. Рентабельность поставок по линии военно-технического сотрудничества выше, нежели по гособоронзаказу. Появляется предмет обсуждения: мы вам даем право [на экспорт], вы реализуете, но при этом снижаете стоимость для российской армии.

Но учитываются также уникальность наших разработок и допустимость наличия подобного или аналогичного танка в войсках той или иной страны. Это уже стратегия, которую определяет непосредственно Минобороны.

О роботизации российских танков

Могу сказать, что наша техника находится уже в такой стадии готовности и имеет такое цифровое обеспечение, что переход к безлюдному варианту напрашивается сам собой. Мы представляли в феврале в Абу-Даби наш экспортный вариант танка Т-90: он внутри весь напичкан «цифрой». Одним из следующих шагов может стать роботизация боевой машины.

Танки Т-90&nbsp;
Танки Т-90 

О трудностях с поставками в армию из-за повышения НДС

Необходимо максимально быстро определиться по вопросам, связанным с НДС текущего года, потому что в контрактах у нас стоит НДС 18%, а налоговая принимает НДС в этом году 20%. Возникает коллизия. Ее нужно срочно разрешать, потому что это осложняет работу по подписанию договоров с исполнителями и отгрузку техники для нашей армии.

Здесь не Уралвагонзавод должен решать, а другие органы, получившие соответствующее поручение. Мы будем выполнять те решения, которые будут приняты на законодательном уровне. Мы хотели бы не потерять при этом переходе.

О выручке и прибыли за 2018 год

По выручке могу сказать совершенно четко, что продукции у нас изготовлено примерно на 160 млрд руб. в денежном выражении. Другое дело, что часть была не отгружена: условно, заказчик попросил перенести контрактные обязательства и поставку на первое полугодие вместо конца прошлого года. Я говорю о спецпродукции, прежде всего по линии ВТС, поэтому мы расцениваем это как некую незавершенку, которая будет дополнительным объемом текущего 2019 года. Но рост по сравнению с 2017 годом тоже достаточно существенный. По консолидированной выручке мы получили порядка 147 млрд руб.

Прибыль еще считается. Не хочу забегать вперед, но если мы берем по МСФО, то я скажу аккуратно: это не один миллиард рублей чистой прибыли.

О росте цен на инновационные вагоны

На сегодняшний день повысилась стоимость закупаемого сырья и комплектующих. Дефицит колес сегодня создает высокий рост цен на эту продукцию. За счет этого себестоимость растет.

Мы стараемся ее понизить, чтобы быть конкурентными. Но если у нас приобретают вагоны по такой цене, то почему нам их не продавать? Тем более в последние годы продукция вагоностроения продавалась в убыток. И это один из серьезнейших моментов, который привел к сложному финансовому состоянию нашей корпорации.

О диверсификации

По итогам 2018 года в корпорации «​Уралвагонзавод» на долю гражданской продукции от общего объема пришлось 38%. Если брать непосредственно сам УВЗ, то мы уже сделали 46,5%. Здесь важно, как считать и что считать. Мы оцениваем средний показатель по всей корпорации, но прогнозировать его не так просто. Если гособоронзаказ у нас составляет определенный сегмент, который мы знаем в абсолютных величинах, рассчитав, исходя из госпрограммы вооружений, то с ВТС получается переменная, которую прогнозировать сложнее. Например, мы становимся заложниками курсовых разниц. Естественно, доля выручки будет колебаться. При этом нам нужно определить, сколько выпускать гражданской продукции.

О тендерах на московские трамваи

Я дал поручение участвовать во всех тендерах и следовать требованиям, которые предъявляются в тендерной документации. Не всегда та или иная продукция удовлетворяет требованиям заказчика. Но если мы вписываемся в них, то, конечно, будем участвовать. Если там будут условия, которым мы не соответствуем, бессмысленно заходить.

Входить в Москву — это не самоцель. У нас более 9 тыс. трамваев в стране — рынок огромнейший.

Мы смотрим и на другие регионы. Недавно обсуждали вопросы с Башкирией. Считаем, что достаточно большой и емкий рынок. Также это Волгоград, где существует протяженная транспортная сеть.

О футуристическом трамвае R1

Как концепт он, конечно, красавец. Как трамвай, к сожалению, не технологичный. Помимо внешней стороны есть внутренняя, и это производство. Плюс с точки зрения безопасности к нему большие претензии: передняя часть скошена в обратную сторону. Выглядит это красиво, но, не дай бог, произойдет наезд на пешехода.

Трамвай R1&nbsp;
Трамвай R1 

О рынке дорожно-строительной техники

Нас забили дешевые производители из Юго-Восточной Азии, поэтому есть меры государственного регулирования, которые должны ограничивать поступление иностранной продукции, если есть российские аналоги. Это и в рамках программы диверсификации, и в рамках программы импортозамещения.

Когда какой-то большой руководитель стоит перед камерами и говорит: мы открываем то-то и то-то. А у него за спиной стоят «Катерпиллеры», а не бульдозеры Челябинского тракторного завода. Есть возможность спросить: почему не ЧТЗ? Получаем ответы, что качество не то или цена. Значит, мы должны повысить качество, снизить цену и расширить линейку. Чем мы и занимаемся.

О планах в Сирии

Например, [рассматриваем возможность поставок дорожно-строительной техники] в Сирию. Мы участвовали в выставке под эгидой Министерства промышленности достаточно успешно.

Плюс они заинтересовались в том числе и подвижным железнодорожным составом. Долго подготовительные работы ведутся, но в конечном итоге, если мы получим хороший заказ, это будет и для Сирии хорошо, и для нас здорово.

Они готовы подписать [контракт] хоть завтра. Главный вопрос — в деньгах. Все исходит из возможностей финансирования: если у тебя средств хватает на 30 бульдозеров, это одна ситуация, если на 100 — другая. И цена у каждого бульдозера будет меняться в зависимости от массовости.

О негативе в СМИ

Уралвагонзавод — предприятие знаковое, одно из ключевых предприятий оборонно-промышленного комплекса, которое знает весь мир. Наверняка есть те, кто желает сформировать некое негативное информационное поле, в том числе из корыстных целей, возможно, даже заработать на этом. Мы негативные публикации не выкупаем.

[Бюджет на работу со СМИ, который был у предыдущего руководства, отличается от нынешнего] на несколько нулей. Естественно, теперь возникают разного рода публикации.

О новой технике на параде 9 Мая

Новую технику мы будем представлять в 2020 году. Это знаковый год — 75 лет Победы в Великой Отечественной войне и столетие танкостроения [в нашей стране]. Мы считаем, что к этому времени должны что-то показать. Кроме того, в 2019 году мы представим нашу новую технику, выпускаемую корпорацией УВЗ серийно.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
22 апреля пройдет форум молодых предпринимателей «Создай НАШЕ» РБК Events, 11:53
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим Pro, 11:50
Греция приблизилась к восстановлению экономики до уровня 2009 года Экономика, 11:46
Байден связал с каннибалами исчезновение тела погибшего на войне дяди Общество, 11:41
Как бизнес-мессенджер Chat&Sign помогает внедрить контроль за поставками Отрасли, 11:40
Темпы роста авиаперевозок по России начали замедляться Бизнес, 11:39
Три взрыва прогремели в Днепре Политика, 11:35
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Для работы нужен видеорегистратор. Законно ли это требование работодателя Pro, 11:32
ЦБ раскрыл данные по обороту наличных в прошлом году Финансы, 11:31
Куда пойти и что посмотреть на майских выходных в пяти городах России Life, 11:29
Москвичей призвали пересесть на городской транспорт из-за ветра с дождем Общество, 11:28
В Курганской области проплывающий дом чуть не снес подвесной мост Общество, 11:20
Какой должна быть высота письменного стола для школьника и взрослого Недвижимость, 11:17
Тренер «Спартака» рассказал о будущем Ильи Ковальчука Спорт, 11:13